Вчера в Риге прошло обсуждение Конвенции о защите прав нацменьшинств, которая была принята Латвией с оговорками и в свое время вызвала много споров и упреков. В организованной Советом Европы международной конференции о соблюдении Рамочной конвенции в странах Балтии приняли участие европейские и местные эксперты. Они сошлись во мнении, что принятие документа даже в "латвийском варианте" несет больше плюсов, чем минусов.
К Всеобщей конвенции о защите прав нацменьшинств Латвия присоединилась еще в 1998 году. Но ратифицировала ее лишь в июне этого года, да еще и с двумя существенными оговорками. Тогда это вызвало негативную реакцию со стороны правозащитных организаций Латвии и со стороны официальной России. Зато участники конференции особой проблемы в этом не увидели.

Образец высоких стандартов Выступление министра иностранных дел Артиса Пабрикса было пронизано оптимизмом. Министр признал, что удовлетворен ситуацией с защитой прав нацменьшинств в стране и выполнением требований Всеобщей конвенции. "То, что в стране сделано в области защиты прав нацменьшинств, отражает высокие европейские стандарты. Возможно, мы даже опередили многие европейские страны, еще не ратифицировавшие эту конвенцию", — сказал Пабрикс. По его словам, с тех пор как Латвия присоединилась к конвенции, выполнена большая часть ее требований. Министр гордится Сеймом, который "сделал правильный выбор". Хотя на этом работа не остановилась, ибо "о правах надо говорить, бороться за них и отстаивать их", философски заметил Пабрикс.

Уникальная история Экс-президент Консультативного комитета Всеобщей конвенции Райнер Хофман первым делом подчеркнул важность ратификации рамочного документа Латвией. С дипломатической вежливостью он оценил усилия, приложенные для этого президентом и правительством страны. С тех пор, по его мнению, происходит "позитивное развитие". Господина Хофмана не удивила латвийская оговорка, предопределяющая, что действие конвенции распространяется лишь на граждан, традиционно проживающих в Латвии на протяжении нескольких поколений. "Это обычный тип декларации для тех стран, которые хотят ограничить применение Рамочной конвенции. Важно принимать во внимание уникальную историческую ситуацию в Латвии и не сравнивать ее с ситуацией в других странах", — сказал Хофман. При этом он считает, что будущее Латвии необходимо строить на основе понимания ее жителями того, что история не должна тормозить развитие государства. У всех стран Европы, принявших Рамочную конвенцию, свои сложности в отношениях с нацменьшинствами. Латвия представляет собой такой же особый случай, как и любая другая страна. Райнер Хофман напомнил, что Консультативный комитет как может способствует диалогу между правительством, нацменьшинствами и гражданским сообществом, а мониторинг по соблюдению Рамочной конвенции призван не судить, а отражать мнение независимых экспертов, готовых помочь в сложных ситуациях.

Экспертиза

Борис Цилевич: "Мониторинг достиг своей цели"

— Ратификация конвенции — это действительно очень важный шаг, но не потому, что он свидетельствует, будто у нас нет проблем. Главное, что ратификация открывает путь к экспертному мониторингу ситуации с правами нацменьшинств. До сих пор мониторинг был чисто политическим и шла политическая торговля. Теперь этот этап завершен. Процедура мониторинга достигла своей цели. Совету Европы удалось то, что не удалось ни ЕС, ни НАТО, ни ОБСЕ. Он все-таки заставил Латвию ратифицировать Рамочную конвенцию. Хотя с содержательной точки зрения проблем очень много. Сегодня латвийское законодательство не гарантирует использования языка нацменьшинств при устном общении с властями и прямо запрещает — при письменном. Думаю, что говорить о соответствии этой нормы конвенции не приходится. Преждевременно было бы считать закрытым и вопрос о реформе образования. Но самая главная проблема — это статья об эффективном участии меньшинств в политической жизни страны. Сегодня у политиков, представляющих нацменьшинства, есть возможность высказаться, а вот возможности повлиять на принятие решений, как предусматривает конвенция, нет. Илзе Брандс-Кехре: "Надо использовать опыт других стран"

— До сих пор переговоры с представителями некоренного населения по важным для них вопросам носили чисто декоративный характер. Самый яркий пример — Консультативный совет по образованию нацменьшинств при Министерстве образования и науки. Можно найти варианты более действенного решения проблем нацменьшинств. Например, через делегирование ряда функций самоуправлениям. Так, решение проблем образования можно доверить местным властям, которые ближе к людям, чем государство. Стоит использовать опыт других стран, где участие некоренного населения обеспечивается на уровне парламентских выборов — путем резервирования за нацменьшинствами определенного количества мест в парламенте.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!