Двумя сенсациями ознаменовалась конференция самого крупного в Латвии оппозиционного политического объединения "За права человека в единой Латвии", состоявшаяся в минувшую субботу в Риге.
Первая — "пчелы" заявили, что намерены вытеснить из власти правые латышские партии, создать в 9–м сейме правящую левоцентристскую коалицию и сформировать правительство. На конференции была выдвинута новая стратегия развития страны под названием "Левая альтернатива". Вторая сенсация — это заявка о поддержке целей и программы ЗаПЧЕЛ двумя ведущими печатными концернами Латвии — Fenster и Petit. Полной неожиданностью для многих стало выступление на конференции главы крупнейшего в Латвии Издательского дома Fenster Андрея Козлова. О своем участии в предвыборной борьбе под флагом ЗаПЧЕЛ заявила и редактор газеты "Час" (ИД Petit) Ксения Загоровская.

За обоими "новичками" стоят мощнейшие информационные ресурсы. Совокупная читательская аудитория только двух ежедневных общественно–политических газет "Вести Сегодня" и "Час", по данным BMF Gallup Media, — более 600 тысяч человек, а суммарное количество экземпляров всех изданий, выпускаемых за месяц обоими концернами, — без малого 4 миллиона. Такие партнеры принципиально меняют вес и шансы ЗаПЧЕЛ на победу в предстоящих выборах.

Чужого горя не бывает

Итак, что же подвигло двух известных латвийских медийщиков включиться в активную политическую борьбу в составе левого политобъединения? Владелец Издательского дома Fenster Андрей Козлов оценил программу ЗаПЧЕЛ как руководитель и бизнесмен и полностью согласился с диагнозом нынешнего состояния латвийского общества и с предложенными мерами "для выздоровления нашего больного". Но сделать политический выбор его заставил не только разум, но и сердце.

"Этой весной я через собственную жизненную трагедию осознал, что нужно срочно что–то делать, чтобы переломить такие опаснейшие феномены нашей жизни, как рост преступности, наркомания, коррупция чиновничьего аппарата и правоохранительных органов, — рассказал Андрей Козлов. — Один отдельно взятый homo sapiens может быть успешен, всем обеспечен, но эхо болезненного состояния общества рано или поздно врывается в его жизнь и выворачивает ее наизнанку. Сорок дней назад такое случилось со мной — была убита моя мама. И сегодня, в очень важный день ее памяти, я хочу всем вам сказать: я больше не могу быть в стороне от того поля боя, на котором решается вопрос, в каком направлении пойдет наша страна.

Вы скажете — но ведь пресса и так может многое сделать, она четвертая власть, — и будете правы. И я с чистой совестью могу сказать, что газета "Вести Сегодня", другие издания Fenster были активнейшими участниками борьбы за интересы русской общины нашей страны. Без нас община была бы нема. Но и мы, русская пресса, будем живы и будем востребованы только в условиях полнокровной жизни общины. За возможность такой жизни надо еще побороться. И я готов участвовать в этой работе".

Андрей Козлов поддержал такое же намерение коллеги из второго крупнейшего издательского дома: "Значит, настало время объединения усилий. Опыт политической деятельности ЗаПЧЕЛ как партии русской общины, помноженный на громкий голос крупнейших русских газет Латвии, — это огромная сила". Ксения Загоровская говорила о том, что за эти годы газета стала для нее гражданской и политической школой. "До тех пор, пока в стране наши ветераны будут прятать ордена под плащами, а в центральном книжном магазине Риги свободно продаваться книги эсэсовцев — мы не можем оставаться в стороне от политики".

Так жить нельзя!

Печальные итоги 15 лет нахождения у руля правых партий подвел сопредседатель ЗаПЧЕЛ, депутат и глава фракции 8–го сейма Яков Плинер. За последние 5 лет цены в стране выросли в среднем на четверть, а на продовольствие и содержание жилья — на треть, на две трети — на больничные услуги. Средняя зарплата вроде тоже растет, но за счет кого? У аппаратчиков зарплаты возросли более чем втрое. Десятки тысяч наемных работников бегут на Запад, что ставит под вопрос будущее пенсионной системы, экономические перспективы Латвии и выживание нации как таковой. Пенсионеры досрочно вымирают от "сладкой жизни", а количество детей сокращается в Латвии еще стремительнее, чем число пенсионеров.

Из доклада Якова Плинера

— Люди разуверились в своих правителях и в политиках вообще — об этом говорят безжалостные показатели социологических опросов, — с такой преамбулы начала свое выступление сопредседатель ЗаПЧЕЛ, лидер партии "Равноправие", депутат Европейского парламента Татьяна Жданок. — Наша партия предлагает людям альтернативу. Нас спросят — альтернативу кому? Тем, кто в течение 15 лет строил Латвию как этнократическое, олигархическое, насквозь коррумпированное государство. Народу Латвии сегодня как воздух нужно обрести веру в добро и справедливость.

Да, за эти 15 лет Латвия перешла к рыночной экономике, вступила в ЕС и НАТО, растут макроэкономические показатели. В то же время растет социальное расслоение, бедность и бесправие значительной части наших соотечественников.

На пороге больших потрясений

Николай Кабанов (партия "БИТЕ", депутат 8–го сейма) предупредил, что перегрев экономики Латвии "под монетаристским солнышком" может закончиться тепловым ударом с летальным исходом. За "фантастическими" темпами роста ВВП не стоит рост реального производства. В Латвии закрываются предприятия. Уже почти не работает резекненский "Ребир", потеряли заказы многие швейные фабрики — после договора между ЕС и Китаем в Латвии производить одежду уже невыгодно.

Н. Кабанов убежден, что экономика Латвии — в преддверии сокрушительного кризиса, который взорвет последние ликвидные секторы — транзит и рынок недвижимости. Мелкие собственники, лишние в глобализированной экономике, обанкротятся. Наш реальный средний класс пополнит ряды люмпенов.

— Работая в комитете по бюджету и финансам, я убедился, что у латвийской элиты нет ни малейшего представления о том, как снизить безумную — вдвое больше, чем в соседних Литве и Эстонии — инфляцию.

Да, у нас дешевеет мобильная связь — но цена пакета молока после вступления в Евросоюз возросла почти вдвое. Да, у нас есть дешевые билеты до Дублина — но если у вас болит спина и не хватает денег на таблетки, а дешевых российских и украинских лекарств не стало, то вам не до международного туризма. Да, в Латвию прибывает все больше гостей из–за рубежа, но зимой невозможно доехать до хутора в нашей "европейской" провинции. Власти Латвийской Республики забыли о народе, если когда–нибудь помнили о нем, — эмоционально резюмировал Н. Кабанов

Программа–минимум

Выборы 2006 года дают Латвии шанс сделать решительный поворот влево — к народному правительству, к здравому смыслу и к общественной солидарности — об этом говорили на съезде многие выступающие. Т. Жданок перечислила первоочередные задачи, которые будет решать левая коалиция. Это ежегодное повышение минимальной зарплаты и не облагаемого подоходным налогом минимума, расчет прожиточного минимума по современным стандартам, увеличение минимальной пенсии до уровня прожиточного минимума, ежегодная индексация социальных пособий.

Забота о здоровье и безопасности населения — социальные приоритеты будущего правительства "Левой альтернативы". "Пчелы" считают реальным увеличить бюджет на здравоохранение вдвое, на охрану порядка — на треть, на образование — в полтора раза, на науку — в 6 раз по сравнению с тем, что заложено в нынешнем бюджете. А подоходный налог снизить с 25% до 15%.

Откуда взять деньги?

У ЗаПЧЕЛ есть на это ответ. "Военный бюджет Латвии не прозрачен для общества, — отметил Андрей Яковлев, отвечающий в ЗаПЧЕЛ за внешние связи. — Лишь коррупционные скандалы характеризуют то, каким образом частенько осуществляются военные закупки. ЗаПЧЕЛ сократит эти неэффективные траты на миллионы латов — без ущерба для безопасности латвийского общества". Есть и другие источники средств: надо заморозить непомерный рост зарплат высших чиновников, амбициозные проекты типа "Замка света" и наладить взаимовыгодные отношения с Россией.

Сегодня до 20% латышей, по экспертным оценкам, готовы проголосовать за партию общенациональной "Левой альтернативы".

Быть левым — достойный выбор

Мирослав Митрофанов, заместитель председателя "Равноправия", призвал народ отказаться от "страшилки", придуманной националистами: мол, левые — это партократы и коммунисты. "Быть левыми в Европе не зазорно. Левая политика — это порядок, при котором и государство, и общество доброжелательны ко всему населению. Это принцип "устойчивого развития". В современной Европе быть левым — это уважаемый обществом выбор". М. Митрофанов говорил на съезде о европейском контексте деятельности своей партии.

"Нам удалось избежать повторения латвийского сценария 15–летней давности. Мы не допустили нашей изоляции, первый русский депутат Европарламента нашел достойное место среди большинства депутатов, которые участвуют в строительстве общеевропейской политики. Не случайно именно Татьяне Жданок руководство Европарламента поручило доклад по стратегии Евросоюза в обеспечении равноправия, что стало признанием ее опыта борьбы с дискриминацией.

А в работе над докладом Т. Жданок приняли участие ее коллеги из основных левых и правых фракций — "на европейском уровне ЗаПЧЕЛ переросла философию борьбы и сопротивления и реализует себя как партия сотрудничества и созидания",— считает Митрофанов. Не потому ли спустя год латышские газеты прекратили безнадежную кампанию травли ЗаПЧЕЛ и выбрали тактику умолчания — вообще перестали упоминать хоть что–либо о работе нашего евродепутата.

Быть романтиками для себя и прагматиками — для мира ЗаПЧЕЛ остается партией русской общины страны. Борьба за права человека объединила под флагом ЗаПЧЕЛ людей, которые в период Атмоды были по разные стороны баррикад. Солидарные русские голоса вывели ЗаПЧЕЛ в лидеры оппозиции и одну из самых популярных партий в стране.

Но как воспринимают проблемы русского меньшинства в Европе? М. Митрофанов поделился некоторыми выводами, к которым пришел, работая в Брюсселе во фракции ЕП "Зеленые/Европейский свободный альянс": "Я не видел ни одного европейского политика, который с уважением оценил бы позу латвийского негражданина нестарого возраста, если он не идет натурализоваться из чувства обиды. Чтобы заслужить уважение Европы, надо использовать отвоеванные нами права и свободы. Мы в ходе массовых акций отвоевали право использовать русский язык в частной сфере, но русские предприниматели им не пользуются, находя для этого десятки оправданий".

Не судите по себе, господа! Т. Жданок не обошла дежурные обвинения противников в том, что ЗаПЧЕЛ управляема "рукой Москвы" и "денежными мешками": "Туалетные" взяточники и взяткодатели судят о нас по своим меркам. Мол, продажность, зависимость от олигархов — удел всех политиков. Им трудно представить, что в Латвии есть партия, которая свободна в принятии решений!

За нашей спиной нет хозяина — ни заокеанского, ни соседнего. Ни одно государство мы не считаем абсолютным злом. Мы готовы сотрудничать со всеми группами и течениями, которые помогут нам достичь наших внутриполитических целей. Но как партия русской общины Латвии мы можем только дружественно относиться к России. Дружественные межгосударственные отношения Латвии и России пойдут на пользу и русским, и латышам".

Мы не чистим зубы маузером

Ответила Татьяна Аркадьевна и тем скептикам, которые доказывают, что "пчелы" обречены быть в оппозиции:

— Власть правых не вечна. И их нынешний блок не является сплоченным. В их стане — непреодолимые противоречия. И это означает, что в новом сейме может быть составлено левое или левоцентристское большинство. И тогда правым партиям придется приспосабливать под нас свои программы, если они захотят хоть немного сохранить влияние после выборов!

Мы не рассматриваем нынешнюю политэлиту и ее работодателей–олигархов как "хозяев жизни". Не стучимся униженно у порога: возьмите нас, мы самые причесанные и ухоженные из русских, у нас выглажены брюки и мы не чистим зубы маузером.

Центристские партии, по мнению Жданок, могут примкнуть к левой коалиции, поддержать, но не возглавить ее. "Никто не может отменить закон движения маятника: влево — вправо — влево — вправо. Остановка в центре — это остановка движения". А в том, что из крайне правого положения маятник неотвратимо начинает движение влево, у Т. Жданок нет сомнений.

Быть в оппозиции — не на печке сидеть

Председатель "Равноправия", депутат 8–го сейма Владимир Бузаев напомнил, что десять лет назад его партия собрала и внесла в сейм 55 тысяч подписей против законопроекта, предусматривающего полную и немедленную ликвидацию среднего образования на русском языке. "Меняющие друг друга этнократические правительства за десять лет так и не смогли сжевать этот лакомый кусок, и надеюсь, что после следующих выборов окончательно им подавятся", — пошутил депутат.

А член экономического комитета ЗаПЧЕЛ, депутат Рижской думы Юрий Алексеев напомнил, как "пчелы" сорвали попытку правых продать французской "Далкии" "Ригас силтумс", а недавно в Рижской думе пресекли приватизацию "за лимонад" трех зданий Rigas slimokase стоимостью 20 миллионов. Геннадий Котов, депутат Рижской думы, сопредседатель Латвийского комитета по правам человека, вызвал смех в зале, пошутив, что его "залет" с наклеиванием антифашистских листовок не пропал втуне — в этом году мы не увидели в Риге шествия легионеров СС.

О своих больших и маленьких успехах говорили делегаты региональных отделений объединения "За права человека в единой Латвии" — Даугавпилса, Олайне, Краславы, Резекне, Огре, Елгавы, Лудзы, Лиепаи, Юрмалы, Вентспилса, молодежной организации ЗаПЧЕЛ.

Партией, которая "наиболее смело и последовательно защищает русскую культуру и русский язык", назвал ЗаПЧЕЛ гость конференции председатель РОЛ Вячеслав Алтухов. А руководители ветеранских организаций уже провели "внутренний соцопрос" и выяснили, что все их члены, имеющие право голоса, отдадут его на выборах за "пчел". "У нас есть кадровые ресурсы, чтобы работать во власти, — заверила Т. Жданок.

— Это специалисты и молодежь! Наше дело левое, и мы победим!"

Наталья СЕВИДОВА.

P. S. Подробно с программой ЗаПЧЕЛ можно ознакомиться на сайте www.pctvl.lv.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!