Вчера в средней школе № 2 состоялось большое родительское собрание, куда пригласили мэра города, главу местной школьной управы, представителей МОН, депутатов Сейма от объединения ЗаПЧЕЛ и членов Штаба защиты русских школ. Мэрия и школьная управа собрание проигнорировали. Один этот факт говорит об отношении местных властей к проблеме.
Напомним, что в городе с населением 19 тысяч 17 процентов русских жителей. Но несмотря на это, уже третий год подряд единственная русская школа не может открыть полноценный первый класс. Родители отдают своих детей в латышские школы. Отдают добровольно. Но учитывая, что уже больше пяти лет в городе нет ни одной русской группы в детских садах, такую ассимиляцию иначе как насильственной не назовешь. Тем более что подготовку к первому классу осуществляют именно дошкольные учреждения.

— Моя дочь посещала латышский детсад, — рассказала мама второклассницы Екатерина Гормалева. — До шести лет она была единственным русскоговорящим ребенком в группе. Она всегда чувствовала себя там чужой! Каково было слышать мне, когда, приходя домой, дочь говорила: "Мама! Я плохая! Со мной никто не играет!" Дочка вообще отказывалась идти в садик. И как следствие — психологическая травма и тяжелейшее нервное заболевание. Но как только мы поступили в русскую школу, ребенок просто расцвел! Школа для нее — праздник!

— Куда мы только не обращались! — воскликнула глава школьного совета Наталья Пралич. — Официальные лица ссылались на то, что, согласно распоряжению МОН № 313, в основной школе в городах и районных центрах класс должен состоять как минимум из 18 человек. Если детей меньше, класс не открывается. В прошлом году мы не смогли открыть даже подготовительную группу, и нынешнее 1 сентября школа впервые праздновала без первоклассников. В этом году директор получила 14 заявлений от родителей шести– и пятилетних детей, которые хотели поступить к нам на подготовку. Но на днях мы получили ответ из школьной управы. Где сказано: "Учитывая, что местное самоуправление уже оплачивает программу подготовки к школе в детских садах и латышских школах, не видим смысла осуществлять двойное финансирование".

Ситуация тупиковая. Ведь если в школе нет нулевого класса — не будет и первого. Не будет первого — не будет школы вообще. И поэтому закономерно, что в планах местной думы на 2007 год единственная русская средняя школа района не упоминается вообще! Если следовать букве закона, то под угрозой оказались чуть ли не все классы школы, так как во многих критическое число детей. Для старших классов планка еще выше — 22 ученика.

— Я все–таки привела своего сына в белой рубашке и с цветами 1 сентября в эту школу, хотя первого класса, куда мы так хотели попасть, не открыли! — со слезами на глазах рассказала Ирина Берзиня. — Многие учителя плакали, увидев нас. А ведь желающих поступить именно в эту школу было 10 человек. Наше государство не только не соблюдает права русских, но и грубо их нарушает! Сколько можно калечить наших детей? Почему над ними ставят опыты?

Выступление пожилой учительницы русского языка Элен Перлиной закончилось под шквал аплодисментов. Педагог, несмотря на присутствие двух работников МОН, открыто назвала цель реформы–2004 — ликвидация образования на русском языке! Овациями встречали речи депутатов Я. Плинера, Ю. Петропавловского, Г. Котова, А. Толмачева. Оказалось, что только после обращения в Штаб защиты русских школ дело сдвинулось с мертвой точки. На счет школы тут же были перечислены деньги для финансирования подготовительной группы! И вот уже две субботы девять детишек приходят сюда изучать русскую грамоту. Среди них есть даже первоклассник из латышской школы! Его родители надеются на то, что в будущем году первый класс во 2–й школе откроется и их ребенок хоть и потеряет год, но будет учиться на родном языке.

Яков Плинер сообщил, что от объединения ЗаПЧЕЛ отправлены письма мэру Цесиса и министру образования. Удалось получить поддержку начальника департамента всеобщего образования МОН Г. Василевскиса, который ждет обращения от мэра города Г. Шкендерса. Юрий Петропавловский посоветовал родителям еще раз обратиться к своему мэру и по результатам этой встречи провести пресс–конференцию в Риге, куда штаб пригласит представителей не только местных, но и международных СМИ. И тогда о маленьком латвийском городе, где проводится насильственная ассимиляция детей нацменьшинств, узнает весь мир!

Директор школы Инна Семенова, по чьей вине во многом сложилась такая ситуация, сильно нервничала. Директор объяснила свое пассивное поведение тем, что не могла брать на себя ответственность за тех детей, которые, пройдя курс подготовки к первому классу на русском языке, вынуждены были бы пойти в латышскую школу. Гарантий открытия первого класса ей не давали, поэтому она и советовала родителям сразу определять своих малышей в латышские школы. "Школа — это не поле боя! — напомнила Инна Семенова. — Это храм науки!" Увы, все происходящее в русских школах сегодня сильно напоминает именно военные действия. Вот и в Цесисе создан комитет спасения школы. Родители готовы устраивать пикеты, обращаться к международной общественности. Ведь русская школа в латышском городе — это больше, чем учебное заведение, это очаг русской культуры. Причем единственный. И недаром активисты–родители создали общественную организацию "Цесисские славяне", которая будет устраивать культурные мероприятия, пропагандировать школу, налаживать связи с российскими фондами. В планах "славян" — открыть русскую группу в детском саду!

Икак правильно посоветовал Я. Плинер, уже с трех лет русские дети должны приглашаться на школьные праздники, участвовать в кружках и конкурсах. Тогда школа станет для них вторым домом и ни у кого из родителей не возникнет мысли отдавать своего малыша в латышскую школу. Тем более что цесисская школа № 2 имеет прекрасные показатели: все ее выпускники свободно владеют госязыком, и подавляющее большинство поступает в латвийские вузы на бюджетные места! Сдавая даже экзамен по латышскому в Медакадемию на "9"!

Родители также обратились с письмом к мэру Москвы Ю. Лужкову с просьбой о финансировании подготовительного класса. Не знаю, как представителям МОН, но мне было стыдно слышать о том, что жители Латвии вынуждены просить такую помощь у другого государства. Тем более что на официальном уровне наши власти заявляют о том, что цель реформы образования — сохранение национальной идентичности детей нацменьшинств. В Цесисе же не находится 30 латов в месяц, чтобы финансировать подготовительный класс! Да если в первый класс единственной русской школы придет только один ребенок, то он должен получить все возможности для учебы! Это и будет истинная демократия. Ведь речь идет о детях. И недаром все собрание проходило на фоне плаката "Осторожно: дети!".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!