Ключевой фигурой в скандале является спонсор президента, владелец компании Avia Baltika Юрий Борисов. По сообщению литовских спецслужб, "добиваясь политических, экономических и личных целей, Борисов оказывал влияние на решения самого президента". Однако если Паксас упрямо отбивался от обвинений в свой адрес, то Борисов хранил молчание. Заговорил он совсем недавно, выпустив миллионным тиражом газету, в которой расставляет свои точки над i. А первое интервью Борисов дал "Телеграфу".

— Господин Борисов, согласно официальным данным, вы пожертвовали Паксасу на предвыборную кампанию всего 400 тысяч долларов. Неужели президентское кресло стоит так дешево? Или все-таки ваш вклад в Роландаса Паксаса значительно больше?

— Даже литовские журналисты мне вопрос так прямо не задают. Прошу прощения, отвечать я не буду. Да я и не помню. Но сколько дал — все мои.

"Я много чего хотел от президента"

— Как утверждают спецслужбы, у вас был с Паксасом договор о том, как он должен ваши деньги отработать…

— Что вы хотите от меня услышать? У вас в стране кто-нибудь кого-нибудь спрашивает о таких вещах? Что я хотел от президента?! Много чего хотел! Выполнения 140 пунктов его предвыборной программы! А те деньги, которые я ему выделил, это ерунда по сравнению с тем, что я ему дал из своей головы. Не деньги сыграли решающую роль, а мой опыт и мои знания.

— А почему вы решили одарить ими именно Паксаса? — А более порядочных политиков на горизонте не было.

— Валдаса Адамкуса вы считаете непорядочным политиком?

— Конечно, нет! Что в нем порядочного, если он врет безбожно и заводит на меня уголовные дела. Есть документ, который сфабрикован его администрацией, направлен в прокуратуру и на основе которого заведено уголовное дело против меня. Потом его закрыли, потому что не было оснований. Что ж приличного в президенте Адамкусе, если он, так сказать, продал все национальное достояние Литвы? Тот же Mazeikiu nafta. Это ж все с его подачи сделано.

"А тут нарисовался Паксас"

— И все-таки любой бизнесмен надеется окупить инвестиции — будь то новое производство или политика. Мне, честно говоря, трудно поверить, что вы поддержали кандидата в президенты исходя только из идейных соображений…

— В течение последних пяти лет на меня заведено 5 уголовных дел. Причем возбуждаются они на уровне президента страны. Вот в Латвии почти половина русских, а в Литве — всего 10%. И всем силам, консерваторам там и прочим, было выгодно свалить все проблемы на русских — вот он разведчик, шпион, он во всем и виноват. Я ж ни от кого не скрываю, что я русский, что закончил военную академию, что являюсь гражданином России…

И когда с подачи Адамкуса в прошлом году против меня было сфабриковано очередное уголовное дело, у меня не оставалось вариантов. Возбуждается дело и тянется 6 месяцев! А у меня бизнес международный. И утку пустили, что я связан с террористами. Что мне делать? Я обращаюсь к Паулаускасу, это ж мой адвокат был. Артур, говорю, е-мое, сделай что-нибудь. Не делает. Ну, дальше не буду подробности рассказывать… А тут нарисовался Паксас: "Юра, помоги". И у меня нет другого выхода, как организовать ему президентскую кампанию и скинуть того президента, который мешает мне работать и заводит на меня уголовные дела. Не было у меня другого выхода.

— А где и как вы с Паксасом познакомились?

— Ну, я летчик, он летчик. Так и познакомились в моей школе. Года два мы знакомы, может, больше. Могу о нем сказать только одно — он хочет процветания своей страны.

— Кому-то, значит, не понравилось это?

— Кому-то не понравилось. Тем, кто с треском проиграл президентские выборы. Тем, кому нравится сегодняшняя жизнь, нищета.

"Паулаускас вырыл себе яму"

— У нас в Латвии многие говорят, что Паксаса "сдали" американцы, которые не могут простить, что на выборах потеряли "своего" президента Адамкуса. А вы как считаете?

— Тех, кому выгоден этот скандал, очень много. Во-первых, это средства массовой информации. Им выгоден любой скандал — тираж растет сразу в несколько раз. Американцам выгодно? (Кивает). Всем, кто окружает страну, скандал внутри страны всегда выгоден.

— А на ком в Литве замкнуты спецслужбы?

— Директор Департамента госбезопасности Литвы (ДГБ) Мечис Лауринкус — главный зачинщик всех провокаций — подчиняется одновременно и президенту, и сейму. А если президент уходит, то исполняет его обязанности председатель сейма — Паулаускас. Ну очень хочется человеку побыть президентом хоть пару месяцев. Я думаю, Паулаускас вырыл себе политическую яму. Я знаю, что рейтинг популярности у него упадет так, что больше никогда не поднимется. Слишком он засветился. Все, что пишет госдепартамент о моих связях с российской преступностью, международным терроризмом, о давлении на президента, — бред собачий. Но! Предание огласке оперативной информации — это уголовное преступление.

И начальник ДГБ, опубликовав эту справку, сознательно пошел на нарушение закона. Только для того, чтобы, когда разгорится скандал, все забыли, с чего сие началось. Это сейчас, поскольку скандал не удался, спросят, кто же это опубликовал, на каком основании. Президента обвинили в связях с мафией, утечке секретной информации преступным структурам… А сейчас единственным аргументом осталось присвоение мне гражданства. Все остальное рассыпалось в прах. Никакой утечки нет, никакой мафии нет, никаких нарушений нет. Даже уголовные дела против меня все прекращаются, паспорта возвращают…

— По-вашему, это заговор против Роландаса Паксаса или все-таки против Юрия Борисова?

— Это заговор против литовского народа.

"В другой раз спущу на них собак"

— Тем не менее у Avia Baltika недавно арестовали счета, обыск на вашей даче проводили…

— Это очередная ложь. Да, провели у меня на даче обыск. В 12 часов ночи ко мне заваливается 21 сотрудник ДГБ. Начинают ломиться в дверь. Я говорю, пока прокурор не приедет, я вас не впущу. Они говорят, будем ломать дверь. А я говорю, что начну стрелять. Я ж могу со всех стволов открыть огонь. У меня их много — и на законных основаниях. Заявляются, задают два вопроса. Ведь за что на меня уголовное дело завели?

Я якобы добивался у президента поста советника. Я им двадцать раз объяснял: у меня доходы такие, что десять лет работы в президентуре не окупят моей нынешней месячной зарплаты. То есть я якобы шантажировал президента Литвы. Завели дело, и тут же выдали постановление, в котором мне запретили встречаться с президентом. То есть меня лишили возможности давать ему советы о том, какие в этой ситуации шаги ему предпринять, очевидные мне с высоты моего интеллектуального опыта. Вот это была основная задача уголовного дела номер один. В общем, приехали ко мне ночью эти товарищи. Хорошо, собак на них не спустил — в другой раз спущу. Приносят мне ордер на обыск и спрашивают, мол, у тебя есть на даче договор с президентом? Говорю, нет. А у тебя есть документы, подтверждающие, что ты денег ему давал? Нет. Хорошо, начинаем искать. И что они у меня на даче изымают?

Они изымают макет вот этой газеты. Они изымают письма трудящихся ко мне. И еще всякую ерунду, которая к уголовному делу не относится. На завтра это все выходит в прессу.

А послезавтра возбуждается уголовное дело номер два. О том, что мое предприятие якобы поставляло детали для вертолетов международным террористам в Судан. Чушь собачья. Ну и ограничили права на управление финансами. И теперь, прежде чем сделать какой-то перевод, мы спрашиваем разрешения у прокуратуры. И вот пишем очередной запрос о том, что нам нужно оплатить издание газеты. Они говорят — нельзя. То есть уголовное дело номер два возбудили с одной целью — чтобы я газету не издал, чтоб я правду не написал. Понятно?

"Деньги будут, когда голова есть"

— Спецслужбы приводят распечатки телефонных переговоров, где вы называете Паксаса "политическим трупом".

— Политик себя трупом политическим делает сам. Сам. И если брать тот разговор, я если и говорил такое, то имел в виду, что он своими шагами делает себя политическим трупом. Это разные акценты. Что, непонятно? Ну, сложно меня понять, у меня три высших образования… Смысл скандала очень прост. Значит, нужно отстранить президента. Оснований для этого нет никаких. Никаких! Навалились все скопом, началось психологическое давление на человека. А теперь все пошло в обратную сторону, кто разгласил, как разгласил, на каком основании… Лауринкус поднял шум, прокуратура у него требует документы, тот не дает. Уголовное дело против меня возбудили, оснований нет. Говорят, я от президента чего-то требовал. А президент на допросе сказал, что претензий у него ко мне нет и что я его не шантажировал. Все, потерпевшего нет, а уголовное дело есть. Основная цель — не допустить меня к президенту. Ведь на моих советах он стал президентом!

— А что вы ему такого советовали?

— Да в том, что он стал президентом, моих заслуг больше чем 60 процентов! Я ж в него не только деньги вложил! Сегодня моими разработками по предвыборным технологиям уже в России пользуются! Не деньги здесь главное, понятно? Это ошибка все мерить на деньги. Деньги будут тогда, когда голова есть. Между первым и вторым турами президентских выборов было всего 7 дней. В штабе у Паксаса — полный бардак. Никто не знал, что делать. И я пришел, сказал ему, убери ты эту козу драную, убери того, этого, я все сделаю без тебя. И я все сделал. Не было бы меня, не было бы Паксаса, это откровенно говоря. Главный итог — количество нарушений на выборах было на 20 процентов меньше, чем на предыдущих. Это были самые демократичные выборы за историю Литвы. То есть люди получили то, что хотели. А теперь зачинщики скандала говорят людям: вот, мол, какого вы президента выбрали, смотрите какое он дерьмо. То есть те, кто голосовал за Паксаса, на следующие выборы не пойдут. А обеспечить сто тысяч голосов гораздо дешевле, чем миллиона. Вот смысл всей операции.

"Мой бизнес пошел в гору"

— Сколько, по вашим расчетам, она может стоить?

— От 10 до 15 миллионов долларов.

— Сомневаюсь, что в Литве много структур, которые могут позволить себе устроить скандал за такие деньги.

— А они не отсюда пришли. Вот кто должен разбираться! (показывает на фотографию Мечиса Лауринкуса). Откуда он приехал, где он месяц был? Его послом в Испанию еще весной собирались отправить, а он взял и уехал на стажировку на месяц. В США. А потом приехал и скандал начался.

— Как на вашем бизнесе отразился этот бурный месяц?

— Он пошел резко в гору. Если кто еще не знал, кто такой Борисов, то узнал.

— Получается, и вам этот скандал выгоден?

— И мне выгоден. Стоп, не так. Это я его направил в выгодное для меня русло. Сначала сказали, что Борисов враг народа, что вот ему дали гражданство. Е-мое, что значит дали?! Оно у меня всю жизнь было. И если сейчас против меня закрываются уголовные дела, если выясняется, что все это бред, как вы считаете, повысится мой имидж или нет? А эта газета миллионным тиражом, как вы думаете, это мне в плюс или в минус? Мне имя создали отрицательное, а я его сделал положительным.

"Могу держать осаду несколько дней"

— Вы упомянули, что, мол, политическая элита мешала вам работать из-за того, что вы русский. Значит, в Литве есть дискриминация бизнеса по национальному признаку?

— Нет. Не так. Mazeikiu nafta и другие крупнейшие предприятия Литвы были проданы в период правления консерваторов, конкретно — Ландсбергиса. Попродали все, нанесли огромные убытки стране. Ну, надо ж на кого-то свалить. Проще всего наехать на Борисова. Русский, военный, занимается бизнесом непонятно каким. И они хотят отвести внимание, чтобы им не "пришили" продажу Mazeikiu nafta. То есть уходящие с политической арены консерваторы изо всех сил борются за свои места. Но они допустили одну великую ошибку — они на меня наехали! Я знаю, что выйду сухим из воды. Я законов не нарушаю. Меня проверяли все и вся, вдоль и поперек. Но я создал такую структуру, на которую невозможно наехать. Научился отбиваться от всех. Если что, я могу держать осаду несколько дней. Запросто. И если до сих пор я от них отбивался, то теперь буду нападать.

"Заставлю их говорить правду"

— И какова будет стратегия и тактика вашего нападения?

— Буду заставлять их говорить правду, политиков этих. И пусть народ смотрит. Пусть ответят, на каком основании они рассекретили документы, пусть там попересажают всех, а потом, когда суд официально это рассекретит, тогда я прокомментирую все обвинения в мой адрес. Но до этого момента все вот эти вот товарищи (показывает на фотографию Паулаускаса), они раскроются, и народ все поймет. И места в сейме им не будет. Когда будет импичмент, станет ясно всем, кто является организаторами заговора. По большому счету такой скандал для страны, конечно, плох. Но хорошо то, что произойдет очищение от данных товарищей. Некоторые станут политическими трупами. Зря меня тронули, я ведь публично всех предупредил — не трогайте меня. А они меня тронули на свою голову.

— Как же вы, опытный психолог, не просчитали эту ситуацию и вовремя не предупредили Паксаса, что над ним сгущаются тучи?

— А это не мои проблемы, это его проблемы. Я помог ему стать президентом. Все. После инаугурации мы с ним только играли в теннис, катались на мотоциклах и ни слова о политике. Если б я был с ним рядом, давно бы все просчитал. Но я не мешал ему. Ну, парень, моя работа кончилась после того как ты стал президентом. Что наделал, сам и расхлебывай, я тут ни при чем. Понимаете, неинтересно мне тут в Литве. Мелко. Ну что мне здесь делать? Я вижу на три шага дальше, чем они. Все, чего я добился, это благодаря моей голове. Команду я создал такую, которую победить невозможно. На опыте создания этой команды я написал диссертацию, сейчас пишу докторскую. Такими знаниями, как у меня, не обладает никто в мире. Моя диссертация — это переворот в научной школе. Но я не ставлю себе целью только зарабатывание денег, это мне неинтересно. Я уже давным-давно все заработал. И я помог Паксасу не потому, что хотел чего-то добиться, мне было просто интересно поставить на политика, которого никто не брал в расчет. Мне надо было доказать, что я всех их брошу через бедро.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!