В "Вести Сегодня" позвонили негодующие жители Саласпилса и сообщили о том, что мэрия городка одобрила чудовищное по своему кощунству решение о строительстве нескольких десятков домов на территории Братского кладбища советских военнопленных.
Мемориал является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля — мемориала Саласпилсского лагеря смерти, но, похоже, строителей это ничуть не трогает. Мы выехали на место события.

"Нас были тысячи таких же, как ты, мы так же, как и ты, любили жизнь и родину, солнце и детей… Мы сражались, не прячась от пуль, но пули не смогли нас убить. Мы погибли в неволе, изнуренные голодом и истязаниями на нацистской каторге" — написано на памятнике.

Нельзя сказать, что монумент находится в хорошем состоянии, но цветы у подножия говорят о том, что в Саласпилсе память погибших все–таки чтят. Во времена Второй мировой здесь было замучено около 50 тысяч человек. Земля в округе в прямом смысле слова пропитана слезами и кровью. Как могла появиться дикая мысль о том, чтобы на костях воздвигнуть жилой массив?! Справа от стелы зияет глубокий котлован, обнесенный забором, рядом сложены огромные бетонные плиты и виднеется гора спиленных деревьев. "Когда мы впервые заметили, что сюда привозят стройматериалы, обрадовались: подумали, наша дума наконец–то приступила к реконструкции памятника, тем более что Госинспекция по охране памятников обещала выделить на воскрешение главного Саласпилсского мемориала 25 000 латов. Ну а спустя несколько дней поползли слухи о том, что земля куплена и скоро, как грибы, тут начнут появляться коттеджи. Просто в голове не укладывается!" — возмущались саласпилсцы.

"В 1994 году между Латвией и Россией был заключен договор о взаимосохранении исторических памятников наших стран. Латвия обязана оберегать эту стелу. Действия же строителей и нашей думы — чистой воды надругательство над страданиями тысяч зверски убитых людей!" — сказала "Вести Сегодня" член Соцпартии ЛР Галина Муштавинская. Жители города на днях собрали подписи под обращением против застройки территории мемориала и передали его мэру Саласпилса Юрису Путниньшу. С категорическим неодобрением строительства выступили и служители православной церкви, расположенной неподалеку от памятника. Письмо градоначальнику с требованием разъяснить ситуацию также отправил депутат сейма Олег Денисов. "Вести Сегодня" связалась с Юрисом Путниньшем и узнала массу интересного. Оказывается, Братское кладбище советских военнопленных НЕ ЯВЛЯЕТСЯ памятником, охраняемым государством. "У меня есть документ, подтверждающий это!" — горячо заверил г–н Путниньш. Кроме того, вопреки историческим данным, "в архивах Саласпилсской думы не имеется свидетельств о захоронениях"! "О том, что там могут быть погребены люди, мы ничего не слышали, надо будет еще поспрашивать…" — сказал мэр. Ну так "Вести Сегодня" и поспрашивала у председателя Общества детей–узников фашистских концлагерей Эльвиры Михайловны Иляхиной. "Я просто дар речи потеряла… Как это в этой земле нет погребений?! Там ведь каждый сантиметр насквозь пропитан кровью!" — с трудом поверив своим ушам, сказала нам г–жа Иляхина.

"Земля у памятника принадлежит Лаурису Нете, кто он сам, мы точно не знаем. Главное, он владелец, а потому вправе делать на своей территории все, что пожелает. В будущем тут предполагается разместить до 30 домов. Конечно, дума считает неэтичным застройку участков у такого памятного места, поэтому мы уже сегодня проведем заседание, на котором определим максимально допустимое расстояние, на котором можно начинать работы. Котлован будет зарыт, стройку перенесут подальше — на сколько метров, пока не решено, но г–н Нете на это уже дал согласие…" — сообщил мэр. "Вести Сегодня" продолжит следить за событиями.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!