Итак, что мы имеем на сегодняшний день? На сегодня официально признано, что мы находимся в глубочайшем экономическом кризисе. На сегодня пенсионерам, малоимущим и безработным уже объявлено: "Не надейтесь и не просите!". На сегодня уже продекларировано, что святая святых нашей страны — бюрократический аппарат — ждут сокращения. У нас осталось последнее — твердая валюта, лат. Пора поговорить и о нем.
Вот цифры: в начале октября этого года Банк Латвии имел золотовалютный запас 6 с хвостиком миллиардов евро. На начало декабря золотовалютный запас страны составлял уже 5 миллиардов. То есть, за два месяца мы потратили на валютные интервенции ни много ни мало — более миллиарда. Одну пятую своей валюты.

Имеющий калькулятор, да посчитает. Если так пойдет и дальше, то всего за год валютная казна страны опустеет. Представьте, приходит зарубежный банкир в банк Латвии и говорит: «Я тут по своим кредитам настриг с латвийских граждан пару сотен миллиончиков латами. Разменяйте мне их на какие-нибудь приличные деньги, имеющие хождение за вашими границами.» А Римшевич ему отвечает: «Не могу, кончились приличные деньги.» История говорит, что деньгами стран, не могущих их обеспечить, обычно обклеивали сортиры.

А самое интересное, что мировой финансовый кризис здесь совершенно не причем. К банкротству мы пришли в эпоху своего процветания. Передо мной лежат цифры: на сегодня внешний долг нашей страны равняется 30 миллиардам евро. Львиная доля долга — кредиты частным лицам (то есть, ипотека и потребительские). Но главная проблема не в сумме, а в том, что отдавать то его придется валютой — евро и долларами.

БЛ не имеет данных, на какой срок и под какой процент мы набрали кредитов. Но предположим самый щадящий вариант: средний срок  — 10 лет и средний процент — 5%. Опять возьмем калькулятор и посчитаем. Итак, по 3 миллиарда в год нужно отдавать от самого кредита и еще по 1,5 — проценты. Итого, каждый год мы должны перечислять за бугор по 4,5 миллиарда евро! Не трудно прикинуть, что золотовалютного запаса БЛ хватит на год с небольшим.

А как же мы жили до сих пор? Почему до сих пор все было хорошо? Вот и Римшевич мне еще год назад сказал: «Все прекрасно, валюты у нас навалом!» А на вопрос, откуда она у него берется при годовом дефиците платежного баланса в 5,3 миллиарда евро, пробормотал что-то нечленораздельное.

Так я сейчас объясню: со вступлением в Евросоюз валюта потекла к нам рекой. К нам повезли электронику, мебель, автомобили, ипотеку. И вместе с товарами повезли и деньги в валюте: берите, сколько хотите и тратьте — отдадите потом. Каждый год эта река становилась все более полноводной. Одной рукой мы уже платили по взятым кредитам, а другой брали в долг еще больше. И валюта в БЛ не переводилась. Вам это ничего не напоминает? Правильно, пирамида! Пресловутый МММ действовал по такому же принципу. А человек, заявивший, что нас ждут «7 жирных лет» -- вылитый Леня Голубков.

Теперь пришло время отдавать. А нам — нечем! На эти 30 миллиардов евро можно было построить 15 атомных электростанций или пару сотен заводов и агропромышленных комплексов. На этих станциях-заводах-комплексах мы могли бы делать что-нибудь полезное и продавать, постепенно отдавая свои долги. А мы их банально проели! Мы не производим достаточно товаров даже на себя любимых. Мы все покупаем за границей. За 9 месяцев грустного 2008-го года дефицит нашего платежного баланса составил уже 3,3 миллиарда евро.

Сейчас стоит вопрос, так сколько же нам нужно денег для спасения экономики? Насчет экономики — нисколько. Ее уже ничего не спасет, Бобик сдох давно. А вот на поддержание курса лата нам сейчас нужно минимум по 5 миллиардов евро каждый год. И не в кредит, а в подарок. Потому, что кредит нужно будет отдавать опять же валютой, которой у нас нет. А как вы думаете, найдется филантроп, который невзирая на полную бессмысленность, будет держать наш лат стабильным?.. Вот и я также думаю.

Заметьте, я ни разу не употребил слово «девальвация».

 


Юрий Алексеев, главный редактор газеты «Бизнес & Балтия»

 

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!