Foto: DELFI
Скептики утверждают, мол, настоящее, правильное шампанское нужно искать во Франции, или, на худой конец, в Испании или Италии. Портал Delfi решил выяснить, как выглядит производство классического латвийского новогоднего напитка — "Рижского шампанского", и выяснил, чем оно отличается от напитка, который производят в регионе Шампань.

Для большинства латвийцев неоспоримым символом рождественского или новогоднего праздничного стола вот уже долгие годы является "Рижское шампанское" производства предприятия Latvijas Balzams. Портал Delfi отправился на завод Latvijas Balzāms по производству игристых вин и в сопровождении главного технолога Натальи Антоненко изучил процесс производства латвийского шампанского.

Foto: DELFI

Начали с истории. В помещениях завода Latvijas Balzāms на улице Бриана в Риге производят алкогольные напитки еще с середины 19-го века — тогда это был Пивоваренный завод Стрицкого.

Foto: DELFI

Шампанское и игристые вина в стенах этих зданий производят с 1952 года. Именно в этом году был основан Рижский комбинат шампанских вин, объединившийся в 2000 году с предприятием Latvijas Balzāms.

Foto: DELFI

Экскурсию по заводу Наталья Антоненко начинает с помещения, где "зреет" шампанское сорта Rīgas Klasiskais.

Foto: DELFI

Кстати, о самом бренде. Не секрет, что с некоторых пор шампанским может называться только тот напиток, который произведен во французском регионе Шампань. Однако, по словам Натальи, не каждый знает, что есть и исключение. Например, в случае с "Рижским шампанским". Еврокомиссия разрешила оставить напитку прежнее название на местном рынке, так как именно под такими именем он выпускается более 50 лет. На экспортные рынки "Рижское" идет под "псевдонимом" игристое вино, как того требуют законы.

Foto: DELFI

Несмотря на все сложности с названием, процесс производства "Рижского шампанского" — полностью идентичен французскому. Сорт "Классический", при этом, делают с максимальным применением ручного труда.

Foto: DELFI

Первоначальное брожение начинается так же, как для любого другого вина — в бочках или резервуарах из нержавеющей стали, где природный сахар в винограде превращается в алкоголь, при этом побочная двуокись углерода улетучивается. Так получают "базовое вино". Далее производится купажирование с использованием вина из различных виноградников и разных лет. В конкретном случае это сорт Шардоне урожая 2012 года, который предприятие закупает в Испании и Италии.

Foto: DELFI

Далее смешанное вино разливается в бутылки. Туда же добавляется смесь из купажа, с дрожжами и небольшим количеством сахара. Бутылки в горизонтальном положении помещаются в винный погреб для вторичного брожения. Во время вторичного брожения двуокись углерода остается в бутылке, растворяясь в вине. Количество добавленного сахара влияет на давление в бутылке. Для достижения стандартного уровня в 6 бар внутри бутылки должно находиться 18 граммов сахара и дрожжи в количестве, установленном Еврокомиссией: 0,3 граммов на бутылку.

Foto: DELFI

После выдержки на осадке, которая длится, как минимум, 12 месяцев (по словам Антоненко, бывает, что и два года), бутылки с вином подвергаются процессу ремюажа, в ходе которого они ежедневно поворачиваются на небольшой угол и постепенно переводятся в положение "горлышком вниз", чтобы осадок собрался у горлышка и его можно было бы убрать.

Foto: DELFI

Осадок, который собрался в горлышке, убирается при помощи специальной морозильной аппаратуры — кстати, завезенной в Латвию из Шампани. Небольшой объем жидкости у горлышка бутылки замораживается, и кусочек льда вместе с вмерзшим в него осадком удаляется.

Foto: DELFI

Далее бутылки с шампанским закупориваются привычной пробкой, и отправляются на выдержку в специальном погребе сроком еще примерно на один год.

Foto: DELFI

Остальные сорта "Рижского шампанского" делаются при помощи большей автоматизации. Купажирование, разлив и прочие процессы осуществляет техника. Разлив по бутылкам производится при помощи давления, а само производство проходит в полностью анаэробных условиях.

Foto: DELFI

Впрочем, без человеческого труда не обходится. Например, на этом фото видно, что специалист тщательно отслеживает содержимое каждой бутылки на предмет осадка или какого-нибудь дефекта.

Foto: DELFI

Пробки устанавливает автоматика.

Foto: DELFI

Далее бутылки едут по конвейеру на следующий этап.

Foto: DELFI

Здесь специальный прибор клеит на бутылку этикетку. Как видно на фотографии, эта партия отправляется на экспорт — все надписи исключительно на русском, а сам напиток носит имя "Советское игристое".

Foto: DELFI

Впрочем, все бутылки автоматике не по зубам. Например, большую, 1,5-литровую бутылку "Рижского" работники завода вручную обклеивают этикетками и готовят к транспортировке заказчику.

Foto: DELFI

"Винное подразделение" завода Latvijas Balzāms с 1952 года разработало и выпустило в свет более 50 сортов игристых вин, которые покинули производственную территорию более чем в 285,5 миллионах бутылках.

Foto: DELFI
Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!