Между созданием Латвийской Республики и Советской России есть много общего — в том числе и роль морских судов. Но если в СССР культ крейсера "Аврора" привел к созданию одноименных кинотеатров, шоколадных и чулочных фабрик, то ставший приютом первого национального правительства ЛР пароход "Саратов" удостоился лишь одной улочки в городе Лиепае.
Недавно Latvijas vestures instituta zurnals опубликовал любопытное исследование о "Саратове". Историк Гунарс Янсонс докопался: пароход с немалым для тех лет водоизмещением 1679 тонн построили в Дании для компании Russian North West S.S.Co. Ltd., принадлежавшей датчанам. Под названием "Леопольд II" и трехцветным стягом он ходил из российской Либавы в британский Галл. В 1911–м его купило питерское Северо–западное пароходство, дало русское имя и специализировало на перевозке эмигрантов — в основном поляков, литовцев и евреев. А капитаном парохода с 1911 года был немец–остзеец Александр Реймерс–Вейц. Забегая вперед, отметим, что за лояльность новая власть ЛР наградила его орденом Трех Звезд!

После начала Первой мировой войны "Саратов" передали ВМФ и устроили на нем минный склад. Когда немцы внезапным ударом в 1915 году заняли Либаву, пароход не успели взорвать, и он использовался германцами как вспомогательный. И вот приходит 1919–й, Либаву занимают латышские правительственные части. В руках кабинета Карлиса Улманиса — крохотный клочок земли, вся Латвия в руках большевиков. Но на "Саратове" гордо взвевается красно–бело–красный стяг. С 5 марта он становится латвийским военным судном и перевозит британское оружие.

В Лиепае тем временем произошел путч. Писатель и пастор Андриевс Ниедра, симпатизировавший Германии, занял город — и 1 мая Карлис Улманис со своими министрами скрывается на судне. "Саратов" стоит на внешнем рейде под охраной английских судов ДВА МЕСЯЦА! Только 27 июня Улманис вернулся в Лиепаю, а уже 8 июля "Саратов" обеспечил его триумфальное возвращение в Ригу. Пароход же пережил ряд драматических эпизодов: бомбежку бермондтовских самолетов и обстрел артиллерии, перевозку золотого запаса Латвии и доставку из Риги в Айнажи первых двух самолетов ЛР — Sopwith Strutter и Nieuport. Таким образом "Саратов" стал еще и первым латвийским авианосцем…

В мирное время "Саратов" ходил между Ригой, Вентспилсом и Лиепаей. По договору с Советской Россией его предполагалось передать большевикам. 14 января 1923 года загруженный лесом пароход под управлением нового капитана Кондратьева вышел из Риги, но сел на камни возле мыса Акменьрагс. На следующий день разыгралась буря, и "Саратов" затонул. Почти полтора десятилетия затонувший на мелководье "Саратов" стоял у балтийского берега. Рыбаки жаловались — остов постоянно рвет сети! И начальство в 1936–м окончательно взорвало корабль, не забыв, однако, продать его на металлолом в Лиепаю. В Военном музее ЛР до сих пор экспонируется снятый с "Саратова" судовой телеграф. Впрочем, такова история почти всех знаменитых судов. Настоящая "Аврора" тоже ведь погибла…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!