Литовская инициатива

Такая реакция внешнеполитического ведомства России объясняется сообщением министра иностранных дел Литвы Лина Линкевича, сделанным на прошлой неделе: Литва сделает все, чтобы в последующие годы на ее территории была размещена база НАТО. Комментируя возможность размещения военных баз НАТО в Литве и других государствах Балтии, представитель МИДа России Александр Яковенко в среду сказал, что "после такого выступления возникает вопрос: ясно ли понимает Вильнюс политическую и юридическую сторону своего присоединения к НАТО?" — сообщает ИТАР-ТАСС.

"В соответствии с Римской декларацией о новом качестве отношений между Россией и НАТО, государства-участники обязуются не размещать заметные воинские силы на территории новых государств-участниц", — подчеркивает Яковенко. До сих пор это "политическое обязательство, которое имеет фундаментальное значение в отношениях России с альянсом", соблюдалось, но сообщение из Вильнюса вряд ли может успешно способствовать развитию отношений между Россией и Литвой. Россия будет следить, чтобы все государства — участники совета Россия—НАТО исполняли свои военно-политические обязательства.

Римская декларация

Римская декларация была принята в мае 2002 года и истолковывается как отказ России от предыдущей доктрины, по которой бывшие государства советского блока не могли принимать участие в военных структурах Запада. Одновременно был создан совет Россия—НАТО, на который Москва возлагала куда большие надежды, чем на созданный в 1997 году постоянный объединенный или так называемый совет 19+1. Тем не менее Россия не получила право вето по отношению к самостоятельным действиям НАТО, а главные задачи заключаются в борьбе с терроризмом, сокращении вооружений и преодолении кризисов. Кристовскис не мог по памяти сказать, в самом ли деле Римская декларация содержит такое запрещение, но допускает, что между Россией и НАТО в самом деле были такие дискуссии.

Дойдет ли дело до Латвии?

Во всяком случае "в полной мере вопрос о балансе сил и размещении военных баз можно будет оценить, только когда мы станем полноценными членами НАТО. Тогда обязательно между Россией и НАТО придется уточнять целый ряд вопросов, связанных, например, с вооружением и системой баланса. Пока идет этакое прощупывание, и для размещения баз в Латвии нет ни юридического, ни иного основания". Министр сомневается, что НАТО воспользуется выраженной Латвией готовностью оценить возможность размещения баз НАТО, потому что в этом плане альянс более нацелен на юго-восток Европы.

И политолог Николай Нейланд считает, что пока разговоры о возможном размещении военных баз в Балтии — всего лишь спекуляции, хотя и известно о планах передислоцирования баз.

Все это очень сложно в первую очередь потому, что Латвия не присоединилась к договору об обычных вооружениях в Европе, который определяет лимиты размещения оружия. В свою очередь американцы ведут себя очень осторожно и не хотят обострять отношений с Россией. Именно общая граница Норвегии с Россией — тогда с СССР — и была главной причиной, по которой Норвегия в 1949 году приняла решение на государственном уровне, запрещающее на территории государства в мирное время размещение иностранных военных сил и ядерного оружия. Такое же запрещение есть и в Дании. В свою очередь внешняя политика Латвии, по мнению Нейланда, "очень проамериканская; порой она забывает, что экономически определяющим фактором является Европа".

За базы идет борьба

В последнее время часто приходится слышать о возможности передислоцирования американских военных баз из Германии на восток — в одну из новых стран — участниц НАТО. Как самое возможное из таких мест упоминается Польша. Горячие дебаты на эту тему идут в Чехии и в других восточно-европейских странах.

Еще в марте прошлого года президент Эстонии Арнольд Рюйтель высказал идею разместить на острове Сааремаа военную базу НАТО, но позже премьер Сим Каллас выразил другую точку зрения: на территории Эстонии непланируется размещение ни военных баз НАТО, ни иностранных военных сил, ни ядерного оружия. Это, однако, не означает, что в переговорах с НАТО Эстония категорически потребует этого не делать. В свою очередь 12 июня альянс НАТО договорился на 40% сократить число своих военных баз, а также изменить структуру командования, создав 3 региональных штаба — в Нидерландах, Италии и Лиссабоне — и 6 командных структур более низкого уровня: три на юге Европы и три на севере.

Материалы публикуются в сокращении. Перевод "Телеграфа"

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!