Учитывая, что в Латвии богатыми принято считать предпринимателей и политиков, результаты опроса не льстят ни первым, ни вторым. Надо сказать, что за последние годы несколько снизилось число людей, которые согласны с этими стереотипами, но нельзя не признать, что государство почти ничего не сделало, чтобы уменьшить негативное отношение к состоятельным людям. Скорее наоборот — созданием отрицательных стереотипов занимается и правительство, министры которого нередко позволяют себе скандальные или очерняющие высказывания в адрес предпринимателей.

Например, еще до оценки заключенного договора в адрес предпринимателей, занятых строительством на восточной границе, был брошен упрек в искусственном увеличении расходов. Например, пару недель назад на одном из заседаний правительства министр культуры Ингуна Рибена в виде доказательства, что расхищение государства продолжается, упомянула, что в Юрмале точно так же идет строительство больших домов. Высказывая подобные утверждения, министрам все же стоило бы учитывать, что именно предприниматели — те, кто обеспечивает рабочие места и платит налоги. Тем не менее правительство позволило себе обсуждать возможность не снижать налоги в пределах, обусловленных законом, аргументируя такой поход тем фактом, что предприниматели все равно всех налогов не платят.

Действуя таким образом, правительство забывает, что, если часто менять правила игры, у предпринимателей может создаться впечатление, что государство не тот партнер, на которого можно положиться. Культивирование негативного отношения, конечно, нельзя считать фактором, который способствовал бы улучшению предпринимательской среды. Скорее наоборот: среди тех, кто всех состоятельных людей мажет одним миром, обязательно найдется немало чиновников из учреждений государства и самоуправлений, которым каждодневно надо принимать решения, например, о выдаче каких-то разрешений предпринимателям. Даже потенциальным зарубежным инвесторам приходится сетовать на то, что во многих случаях предложения об инвестициях воспринимаются и оцениваются с явным недоверием: мол, в Латвию стремятся только те, кто хочет кого-то обдурить.

Учитывая такое отношение, не стоит удивляться, что Латвия все еще занимает одно из последних мест в Европе по количеству предприятий по отношению к числу жителей — какой честный человек рискнет начать предпринимательскую деятельность, зная, что на него будут смотреть как на потенциального жулика?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!