Если эти цифры Центрального статистического управления (ЦСУ) верны, то мы трудимся в бедном государстве, где средний работник ну никак не может содержать семью.

Статистика официальная и неофициальная

В Латвии внутренний валовой продукт составляет примерно треть от среднего уровня Евросоюза, цены на продовольственные товары — две трети от уровня ЕС, а уровень средней зарплаты в десять раз меньше. К счастью, мы живем в стране "зарплат в конвертах". В противном случае, если судить по официальной статистике, большинство жителей Латвии уже давно умерли бы с голоду. Если выведенные ЦСУ цифры об оплате труда что-то и показывают, то, скорее всего, ту зарплату, с которой платятся налоги. Экономические эксперты считают, что реальная зарплата в Латвии самое малое на 60% больше, чем гласит официальная статистика.

Что это означает? А то, что поступления с подоходного и социального налогов могли бы быть почти в два раза выше, если бы вся заработная плата в стране выплачивалась официально. Надо добавить, что все поступления в виде подоходного налога с жителей составляют примерно 340 млн. латов, а доходы от налога на социальное страхование — где-то 550 млн. латов. Как видите, если бы удалось покончить с зарплатой в конвертах, вполне возможно, в бюджет дополнительно поступало бы примерно 300 млн. латов.

Справившись с неплательщиками налогов в предпринимательстве, власть прямо у себя под носом увидела бы те дополнительные 400 млн. латов, о которых перед выборами так смело говорили Эйнар Репше и Новое время. К сожалению, все обещания партии теперь списаны по разряду предвыборной утопии, хотя я убежден, что они не являются чем-то нереальным.

Но для претворения их в жизнь необходима большая и реальная работа правительства. Куда легче заниматься общественными отношениями и на бумаге манипулировать цифрами. Правительство этим и занимается, в сущности умножая виртуальные цифры, то есть прогнозы на бюджетные поступления. Теперь министры с большой помпой делят вроде как бы найденные дополнительные 25 млн. латов. И ах, какое совпадение, буквально в то же время говорят о повышении зарплаты медикам на 25 латов. Но эти красивые круглые цифры в самых красивых замыслах правительства слишком напоминают обыкновенные пиаровские акции.

Танцы вокруг казны

Ничего нового Новое время в своей бюджетной политике, если так можно назвать танцы вокруг государственной казны, не придумало. Политически обанкротившиеся старые партии всегда занимались тем же. Вместо решения проблемы пенсионерам пообещали по дополнительной пятерке, учителям — по десятке. Когда у людей маленькие зарплаты и пенсии, они и этому рады. Какие-то мгновенные политические дивиденды удается получать. Но это не решение проблемы. 25 латов к зарплате медиков или 30 — полицейским ни в коей мере не решают проблему в этом плане.

Низкий уровень официальной зарплаты медиков — основа системы гонораров в конвертах, мелкая и крупная коррупция в полиции напрямую связана с ни- чтожными зарплатами. Пока в Латвии существуют полицейские, ставка заработной платы которых ниже официального прожиточного минимума на одного человека, лицемерие рассуждать, что человек не станет честнее, если ему будут платить зарплату побольше.

В нормальных условиях, конечно, нет. Но в нашем государстве создана система, при которой коррупция служит не столько обогащению, сколько становится способом выживания. Пара латов туда-сюда ничего не изменят. Необходимы перемены систематического порядка — новые времена не на словах, а в делах.

К сожалению, лицемерие, которое рождает нежелание по существу привести в порядок систему заработной платы, цветет пышным цветом на самом высоком уровне чиновни- чьего аппарата. Выяснилось, что оплата труда госсекретарей в министерствах в среднем достигает 1100 латов в месяц, хотя их заработная плата составляет 367 латов.

Это символично и явно напоминает различие между цифрами официальной статистики и размером заработной платы, подсчитанной экспертами. Одна зарплата в конверте, другая — на бумаге. Это общепринятая практика, с которой нельзя бороться отдельными рейдами Финансовой полиции. Так же, как невозможно осудить и собрать в тюрьмах половину жителей страны, которые являются не преступниками, а жертвами системы. И правительство должно менять саму систему.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!