В советское время макулатурой не разбрасывались — ее можно было сдать в приемные пункты и получить заветные талончики на книги. Многие держали в квартирах пакеты, а когда те "созревали" до 20 кг, относили их в пункты приема.
При Михаиле Сергеевиче стали давать не только книжные талончики — еще и на дефицитные вещи. Старожилы рассказывали, что макулатуру можно было сдать и до войны: сборщики сами ходили по дворам и платили сантимы. А что сегодня? Можно ли получить за нее хоть какую–то копейку?

О том, что природу нужно беречь, больше всего говорят "зеленые". Первым, к кому мы обратились, стал представитель этой организации — руководитель департамента среды Рижской думы Аскольдс Клявиньш. Он посоветовал позвонить в Валмиеру на перерабатывающее предприятие VLT. Там должны принимать макулатуру. Из нее делают поддоны для яиц. "В отличие от остальных, они не вывозят макулатуру за рубеж, а используют для местных нужд", — подытожил Клявиньш.

На VLT подтвердили, что принимают макулатуру. Цены — от 1 до 2,5 сантима за килограмм. Выше котируются газеты, ниже — книги. С килограмма не очень разбежишься — не окупишь бензин, поэтому, как правило, привозят тоннами — с типографий, предприятий. За тонну можно получить до 25 латов. Хотя не отказывают и тем, кто доставляет небольшие партии в багажниках: 50, 100 кг. Словом, на улице Мурмуйжас, 11, в Валмиере, где находится VLT, вам будут рады.

Своих приемных пунктов в столице и других городах у предприятия нет. А что делать жителям Риги? Может, еще в одной "зеленой" организации — Zaļais punkts — подскажут? Звоню и получаю адреса столичных предприятий, где, возможно, тоже работают с макулатурой.

SIA Gofra Baltija на улице Крустпилс принимает макулатуру в промышленных объемах. Тонна — от 10 до 14 латов. Меньше дают за бумагу, больше — за гофру и картон. На предприятии Juglas papīrs расценки чуть выше — от 10 до 20 латов за тонну. Ниже оценивается книжная бумага, выше — светлая, типографская, газеты.

А если кто–то хочет избавиться от лишнего хлама, но не собирается тащиться в поселок Югла? Можно ли ему сдать в авоськах бумагу где–то в центре? По словам технолога, макулатуру принимают и возле станции Земитаны — в определенные дни подают товарный вагон. Нередко туда приходят и с ручной тарой. Однако о днях и времени приема нужно узнавать на предприятии… Словом, сдача макулатуры для частного лица — морока.

А знаете, в чем одна из причин? В советское время существовала своя целлюлозно–бумажная промышленность. Сам работал в этой отрасли и часто бывал на Яунциемской бумажной фабрике, Слокском ЦБЗ, Лигатненской бумажной фабрике, в Стайцеле, на Огрской и Ранкской картонных фабриках. А какую бумагу у нас делали! На лигатненской, тончайшей, печатали, к примеру, энциклопедические словари. Сегодня традиции утеряны, от предприятий одни воспоминания. "Зеленые", агитировавшие в свое время за закрытие "слокских вонючек", могут радоваться. Только стала ли Латвия чище и богаче?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!