Все особенности балтийской миноги, которые вы хотели знать, но боялись спросить.
Миногу мы познаем в уже готовом виде, за столом, поддев на вилку сочный кусочек этой рыбки. Но мало кто знает, где она живет и как ее поймать. Есть у этого интереснейшего существа, которое, по правде говоря, не совсем и рыба, и прочие секреты. "МК-Латвия" решил их выведать, выйдя в эти выходные на лов миноги вместе с гауйскими рыбаками. Это было настолько поучительно и народно, что ваш корреспондент почти уверен: именно эту рыбку-змеюку следовало бы отчеканить на однолатовике как символ нашей страны, а вовсе не интернационального лосося.

Ранее утро. Пара десятков километров от Риги, рыбачий поселок Царникава. Корреспондент "МК", поеживаясь от утреннего холодка, спешил на репортаж. Надо было успеть вовремя — рыбаки люди точные и ждать не стали бы. Их, в свою очередь, ожидала наловленная за ночь царникавская минога, которая, кстати, считается самой лучшей в стране.

Миновав район краснокирпично-капитальных трехэтажек, выстроенных во времена процветания колхоза, когда царникавцы еще ходили в Атлантику по Большую Рыбу, затем оазис свежеотстроенных на берегу Гауи особняков, "МК" вышел к затону — точке базирования рыбаков из фирмы Leste. У причалов стоял в готовности деревянный баркас, постукивал, пуская клубы сизой гари, его старенький движок. Бригада рыбаков, готовясь к лову, грузила весла и снасти в лодки.

Минога идет косяком

Хозяин фирмы Алдонис Лукинс и его команда радушно встретили гостя, тут же предложив отведать рыбки. На столе очутилась огромная коробка жирной царникавской миноги, которую готовят по особому старинному рецепту здесь же, в поселке. Обиталище рыбаков антуражем напоминало старую корчму — длинный стол с опустошенным шкаликом, полутьма… Тем временем рассвело, можно было выходить на лов.

Бригада расселась по лодкам, рыбачье суденышко подцепило их на буксир. Вот и река. Лодки шли цугом, рыбаки кутались в оранжевые непромокаемые комбинезоны. Вода снизу и вода сверху — пошел дождь. Вода в Гауе мутная — осень как-никак, уровень реки сильно поднялся. Но лову миноги это никак не мешает, именно осенью она заходит из моря в реки Латвии, поднимаясь вверх по течению. Тут-то эту змееобразную рыбу и поджидают ловушки рыбаков. Ловят ее специальными ставными мережами.

Мережи — это такие ловушки из сетки, натянутой на металлические кольца. Узкий вход типа бутылочного горла. Войти в мережу минога может, а вот выйти — уже нет. Система "ниппель".

Минога, к слову, не совсем рыба. Это беспозвоночное. Немногие знают, что относится она к классу круглоротых и рыбой не является. Вместо характерных жаберных крышек с каждого бока у миноги семь дыхательных отверстий. Отсюда и русское народное название — семидырка. А вместо рта у нее специальная присоска и буравящий язык. Минога — падальщица: ест, в общем, трупы, намертво присасываясь к ним. Может и человеком запросто полакомиться. Конечно, в том случае, если об убиении пищи уже позаботились другие добрые люди, пустившие тело в реку с батареей на ногах. Как бандиты — санитары бизнеса, так минога — санитар речного дна.

…За штурвалом буксира стоял молодой капитан Артурс, без труда управлявшийся с 40 лошадиными силами движка. Пареньку всего 18 лет, но он уже выходил в море. Избрал профессию рыбака, как и его наставник — Андрис по прозвищу Криксис. Сам Криксис покуривал в лодке, о чем-то переговариваясь с другими рыбаками. Тем временем мы вышли к устью Гауи.

Одна за другой лодки снимались с буксира, цепляясь к вбитым в дно кольям. Рыбаки стали возиться в ледяной воде, поднимать мережи, высыпать миногу в захваченные с собой емкости. В этом году, как нам рассказали, ход миноги совсем неплох, но вот с другой рыбой напряженка. Браконьеры повыловили. "Нет, — пояснил Андрис "МК", — тюлени всего лосося распугали". Выяснилось, что балтийского тюленя в последнее время много развелось. Вот этот ловкий охотник и съел всю рыбу.

Европейский схрон

…Минога крутилась и вертелась в кадушках, присасывалась к стенкам, пытаясь из них выбраться. Удержать эту змеюку в горсти практически невозможно — тут же выскользнет. "МК" попробовал — не вышло. Поэтому рыбаки одевают на лов специальные шипастые перчатки. Раз рыбка попалась, то уже не уйдет.

Над водой разнесся русский мат. Простые люди рыбаки-латыши. Это слегка принявший на грудь Андрис увидел, что неизвестные воры ночью стащили его мережку с уловом. Такое бывает довольно часто, охотники до чужого добра не дремлют, поэтому не спят и сторожа-рыбаки, по ночам дежуря на берегу устья Гауи. Но в этот раз вот не доглядели. Но если однажды поймают, то грабителям мало не покажется — рыбаки народ суровый.

Ловят миногу по специальным лицензиям на количество ловушек, которые предоставляет рыбакам государство. У фирмы Алдониса — более ста мереж. В общем-то, лов в этом году неплохой, заработок у рыбаков есть. Однако вступление Латвии в Евросоюз сулит им мало хорошего. Лукинс говорит, что структурные фонды ЕС прошли мимо этого рыбацкого поселка.

А вот о том, что затруднить жизнь местным рыбакам Европа может вполне, "МК" знает. Дело в том, что миноги в реках континента очень мало. В ряде европейских стран минога считается реликтовым видом и строго охраняется. А у нас ее ловят да едят вовсю. Не запретит ли Брюссель лов миноги и для Латвии? Но скорей всего обойдется — все-таки национальный деликатес…

Путь назад, на базу, не занял много времени. На берегу рыбаков уже ждали перекупщики. Состоялась сцена, достойная романов Вилиса Лациса — перекупщики миноги торговались. Затем, сговорившись о цене, грузили мешки с рыбой в машины. Оттуда минога пойдет в печи для специальной обжарки. Вообще, у приготовления этого деликатеса есть свои секреты. Например, способ посола. Если просто бросить ее на сковородку, ничего не выйдет. На скамеечке скромно сидел, отдыхая после лова, старый рыбак Янис по прозвищу Кот. Это ветеран лова на Гауе. Характерная борода, натруженные руки, обветренное лицо. Ловит рыбу с детства, знает все рыбные места реки и Рижского залива не понаслышке. Как "МК" объяснил Андрис, Янис тут считается как бы экспертом. Без его совета не ставится ни одна мережа. Но вот Котом его прозвали не из-за удивительного чутья на рыбу. Просто дом его называется Kaķi — отсюда и прозвище.

…Пусть минога и "трупоедка", и ЕС охраняется, кушать ее мы все равно не бросим. Уж очень она вкусна. Под водку (люди рассказывали) или без оной. В жаренном или маринованном виде. Но только, поддев на вилку кусочек миноги, вспомните хоть на минутку о тяжелом труде царникавских рыбаков.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!