В четверг в Доме Рейтерна прошли литературные чтения, организованные при поддержке ЛАШОР творческим объединением "Планета Высоцкого".
В зале выступали люди, для которых стихи Владимира Семеновича, его песни, роли в кино и театре значат действительно многое. Организатор вечера Ольга Ногинова пригласила приехать и даугавпилчанина Виктора Бакина — коллекционера всего, что связано с жизнью поэта. Этот человек представил свою книгу — двухтомник "Владимир Высоцкий без мифов и легенд", напечатанный буквально на днях. Возможно, вскоре работа Бакина появится в магазинах, если, конечно, все экземпляры сходу не разберут ценители таланта Владимира Семеновича. Интересно только, что нового смог сказать житель Даугавпилса, ведь в мире уже вышли тысячи книг о Высоцком, среди которых было немало и серьезных изданий…

– В 1968 году я начал собирать коллекцию записей песен Высоцкого, с которым, к сожалению, мне не посчастливилось познакомиться, — рассказывает Бакин. — Коллекция пополнялась, изменялась. Потом я уже стал подбирать разные печатные материалы о Владимире Семеновиче, в частности газетные вырезки. Иногда часами сидел в даугавпилсских библиотеках и переписывал от руки критические материалы о Высоцком, его интервью, рассказы о театральной жизни и работе в кино. Наконец, я списался с библиотекой Салтыкова–Щедрина в Санкт–Петербурге, которая высылала мне фотокопии разных интересных документов.

— Сам Высоцкий бывал в вашем городе?

— Хотя он и не выступал в Даугавпилсе, но во время съемок картины "Я родом из детства", работа над которой проходила в одном городке неподалеку, жил у нас в гостинице. А есть информация, что Высоцкий записывал какие–то песни в местной студии… Так вот, в 2000 году я понял: все, что удалось собрать (поверьте, коллекция оказалась достаточно богатой), должно быть серьезно упорядочено. И потом родилась идея издать книгу.

Подтолкнуло к написанию книги и общение в Интернете, точнее — на форуме одного сайта, посвященного Высоцкому. Один из людей в Сети Владимир Зуев задумал реализовать проект "Народная энциклопедия Высоцкого", где должен быть раздел с биографией Владимира Семеновича. Я охотно предложил свою кандидатуру, а в качестве визитной карточки отослал ту информацию, которой располагал. Зуев все это одобрил. Но проект заглох… Тем не менее я познакомился с большим количеством интересных людей из США, Израиля, России, позже помогавших мне писать книгу.

— Честное слово, удивительно, как лишь по вырезкам из периодических изданий, зачастую грешащих неточностями, и после общения в Интернете можно написать точную биографию Высоцкого? Ведь книга у вас названа с претензией — "Владимир Высоцкий без мифов и легенд"…

— Я, конечно, использовал не только вырезки, но очень много разных материалов. А по поводу книги… Могу часами рассказывать о книгах (наверное, я их прочел все), которые были написаны о Высоцком, чтобы потом подчеркнуть особенность своего издания. Так, первую книгу написал двоюродный брат отца Высоцкого — Леонидов в 1983 году "Владимир Высоцкий и другие". Там были извращены многие факты и хватало явной лжи. Затем вышла книга Аллы Демидовой "Высоцкий, которого знаю и люблю", и та со множеством ошибок.

— А у вас их нет?

— Если вы их найдете (если найдете!), сообщите, и я буду благодарен. Но моя книга строилась так, чтобы не было ошибок, работал над ней очень долго. Искал разные факты, сравнивал их, сопоставлял, занимался исследованиями… А почему я назвал книгу именно "Владимир Высоцкий без мифов и легенд"? Ведь хватало изданий, где в названии фигурировали слова "миф", "легенда". Как правило, они были, мягко говоря, нехорошими. Высоцкий — реальный человек, а всякие мифы и легенды — это зачастую откровенное вранье.

Наибольший ущерб престижу Высоцкого нанесла книга Марины Влади "Прерванный полет". Я в своем издании девятнадцать страниц посвятил тому, что не оставил живого места в работе Влади! И вообще с каким настроем она писала книгу, если уже в самом начале говорит: мол, меня все очень сильно обидели; я оставила квартиру маме, а 12 лет жила с сыном–алкоголиком Высоцкого; о Володе все время пишут, а обо мне — ни строчки. В итоге она в книге напутала все, что только возможно. Более того, значительную часть книги Влади посвятила пьянству Высоцкого. Зачем? Но ее обогнал другой автор, "решивший узнать", от чего Высоцкий начал когда–то пить со стакана вина, а потом докатился до алкоголизма. И вот об этом 700 страниц! Ну нельзя же так! А хватало и книг, где о Высоцком рассказывалось как о наркомане.

— В процессе написания книги общались с друзьями и родственниками Высоцкого?

— Пробовал общаться с его сыном Никитой — директором Московского музея Высоцкого на Таганке (где я не был), но он очень тяжелый человек. И вообще очень многое из того, что он делает, мне не нравится. Во второй части книги я об этом написал. Например, плохо, что Никита судится с коллекционерами, которые хранят редкие записи Высоцкого, передают их из рук в руки, перезаписывают и издают. Никита считает: эти записи должны храниться в музее Высоцкого и его семье… Кроме того, Никита в музее продает записи других музыкантов, исполняющих песни Высоцкого.

— Но в этом–то что плохого?!

– Мне противно, когда Гарик Сукачев орет благим матом "Коней привередливых"! Эти "кони" не Гарика, а Высоцкого. И это Высоцкому, а не Гарику, не хватает воздуха "допеть до конца". Нельзя всяким орать такие песни. Это все равно если бы Гарик Сукачев написал биографию Высоцкого!

— Во–первых, Сукачев исполнил — а не "орал благим матом"! — не одну песню Высоцкого, но много, пел хорошо (так считают очень многие ценители творчества Владимира Семеновича), с душой, нервом, главное — честно. Во–вторых, он никогда не претендовал на творчество Высоцкого, а всегда указывал, чьи песни исполняет и записывает на дисках. В–третьих, по поводу биографии. Никому не запрещено, если он располагает информацией, писать.

— Все равно — Гарик спел безвкусно. Сукачев исполняет песню не так, как Высоцкий. И Высоцкий не хотел, чтобы пели его песни.

— По поводу безвкусицы — это уж как кому кажется… И почему вы (как, впрочем, и многие другие) считаете, что всем надо петь "как Высоцкий"? Сам Владимир Семенович даже был рад, если другие люди исполняли его произведения (хотя, возможно, в тех газетах, которые читали вы, говорится иное). И позвольте, как теперь поступить со всеми музыкантами, которые исполняют песни Высоцкого со сцены, например многими бардами и российскими рок–музыкантами, в частности Юрием Шевчуком?

— Пускай поют дома и не высовываются! Да, а Шевчук, между прочим, ни разу не исполнял песен Высоцкого!

— Насчет Шевчука мы можем поспорить с вами на ящик самого дорогого коньяка. Юрий Юлианович и пел, и записывал вещи Высоцкого. А "Дом" Шевчук не просто спел, но сыграл. Сыграл голосом, показал, как Высоцкому жилось в "чумном бараке", "доме" того времени, которое давило его песню и резало глотку.

— Да… Ну ладно… Могу же я в чем–то ошибаться.

— И действительно считаете, что до вас ничего хорошего о Высоцком не было написано?

— Смело говорю: ни–че–го! Все, что издается и выпускается, я перечитал и пересмотрел. Все плохо! И вообще: если вы знаете больше меня, то пишите книги сами, зачем вам со мной общаться!

— Вы знаете одно, я другое, кто–то — третье. Зачем обижаться? Давайте ближе к книге. Где ее можно приобрести?

— Боюсь, что пока нигде, а там видно будет. Надеюсь, она вскоре поступит в магазины. А в будущем я планирую издать электронный вариант книги.

— Спасибо за беседу.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !