Одним из гостей конференции "Вторая мировая война и страны Балтии", прошедшей на прошлой неделе в Балтийской международной академии, стал таллинец, автор книги "Два мемориала: линия разлома", руководитель исследовательского Русского института Михаил Петров.
Проведя кропотливую работу с документами и свидетелями, М. Петров воссоздал подлинную историю таллинского памятника воинам Красной армии, вокруг которого в этом году кипели политические страсти — с одной стороны, премьер Андрус Ансип, инициировавший процесс его переноса, с другой — русская общественная организация "Ночной дозор", мемориал охранявшая. Однако монумент появился в Таллине именно благодаря эстонцам!

Изваял в 1947 году воина, склонившего голову перед памятью павших товарищей, скульптор Энну Росс. В качестве модели позировал уроженец Выру, сержант эстонского корпуса Красной армии Велло Раянгу. Важнейшее обстоятельство: это НАДГРОБНЫЙ памятник, стоит над могилой 13 офицеров и солдат РККА, погибших и умерших от ран при освобождении Таллина. Город стремительным рейдом и с минимальными, но, увы, неизбежными потерями захватил сводный отряд полковника Вырка, а первый комендант города майор Эрмель распорядился похоронить павших на освященной церковной земле собора Карли.

Теперь о другом монументе. В 1943 году немцы возвели к западу от Нарвы эшелонированную на 30 км в глубину оборонительную линию "Танненберг". Ее ключевым элементом была высота Пыргуаугу — в переводе Адская яма. Остатки мощных дотов вермахта сохранились и поныне. Рубеж защищали до 70 тысяч человек пехоты, 1200 орудий и минометов, 100 танков и самоходок. Основным соединением оборонявшихся был III панцер–гренадерский корпус СС, а в нем — 20–я эстонская дивизия. Депеша из Берлина гласила: "Линию "Танненберг" оборонять до последнего солдата. Каждый, кто покинет позиции без приказа, будет расстрелян".

Как воевала 20–я дивизия? Вот дневник эстонца–адъютанта командира батальона "Ваффен СС": "В штабе нашего батальона три немца — офицер, унтер–офицер и фельдфебель. В штабе полка одни немцы. В штабе дивизии лишь один эстонец — офицер связи. Основная обязанность немцев — следить за эстонцами. Дисциплина в частях удерживается на страхе. За малейшие повинности солдат жестоко наказывают. Очень многие эстонцы дезертируют".

На высотах Синимяэ, или, как их называют в русском Принаровье, Синих Горах, погибло до 40 тысяч советских солдат. Сегодня же эти места усеяны новенькими памятниками черного мрамора — в честь эсэсовцев. Ежегодно в Синимяэ 29 июля проходит слет ветеранов и их фанатов со всей Европы. Вот наблюдения М. Петрова: "Мужчина средних лет привез братьям по оружию привет из французской дивизии СС "Шарлеман". Симпатичная дама в простеньком ситцевом платье произносит короткую речь на немецком языке (без перевода!) и срывает овацию последней фразой: "Heil Hitler!" Джентльмен из Голландии перечисляет погибших в Синимяэ товарищей…" Эстонский историк Тийт Мадиссон продает тут же свою книгу "Холокост" (8 $), в которой утверждает, что уничтожения евреев не было.

Высоту 83,2 — Адскую яму — ныне украшает высокий крест вороненого металла, украшенный венком из осколков снарядов. Летом 2006 года в Синимяэ были открыты и памятники добровольцам бельгийской штурмовой бригады "Ваффен СС" "Валлониен", воевавшей в Эстонии, России и Германии, и легионерам из Голландии. Причем если флаг Нидерландов развевался на эстонском ветру, то премьер–министр Бельгии Пьер Дюбиссон категорически запретил использовать государственный флаг Королевства Бельгии на церемонии. "Я твердо осуждаю эти нетерпимые деяния, противоречащие демократическим принципам, — заявил 23 августа 2006 года глава комиссии по международным отношениям сената Бельгии Франсуа Рулантс дю Вивье. — Я буду также проявлять бдительность, с тем чтобы подобные гнусные акции, попирающие память павших солдат, которые с честью боролись против фашизма и нацизма, не могли больше повториться".

К сожалению, подобную позицию не разделяют представители самой что ни на есть страны антигитлеровской коалиции — Великобритании. На днях лондонский журнал The Economist опубликовал в высшей мере хамскую статью по адресу… Amnesty International! Правозащитники удостоились пренебрежительно–недалеких оценок за то, что осмелились критиковать Эстонскую Республику за ее отношение к русским. По мнению влиятельного журнала, "после распада Советского Союза Эстония могла просто отправить всех русских домой. Вместо этого Эстония предоставила незваным гостям право выбора". "Если бы гражданство получили все, кто этого хотел, — была бы катастрофа. А план эстонцев сработал: более чем 100 000 советских мигрантов выучили эстонский язык и стали гражданами". The Economist ругает "плохое исследование и пустую трату и без того ограниченных ресурсов". Издание указывает, что следить нужно не за Эстонией, а за Белоруссией и Россией.

…В книге Михаила Петрова есть фото сжимающей автомат эстонской девушки–ополченки "Кайтселлит". В ее ушке — серьга в форме свастики. А на последних маневрах этой добровольной военной организации таинственно пропали несколько выстрелов для гранатомета. Не для Бронзового солдата ли их предназначают?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!