Foto: DELFI

"Отличные экспортные данные за февраль еще молчат о влиянии Covid-19", - предупреждает Агнесе Буцениеце, старший экономист Swedbank. По ее мнению, полное влияние мирового кризиса здравоохранения на латвийский экспорт мы, скорее всего, сможем наблюдать лишь в апрельских данных.

"Стоимость товарного экспорта в феврале возросла на 9.5% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Большую часть подъема обеспечил экспорт электрооборудования и механизмов, а также продуктов питания и сельскохозяйственных продуктов (овощей и фруктов, молочных и зерновых продуктов). В свою очередь, спад уже до объявления пандемии Covid-19 продолжался в экспорте продуктов древесины и минеральных продуктов. Правда, последующие месяцы обещают быть намного более мрачными. Covid-19 и мероприятия, связанные с ограничением его распространения, будут влиять и через резкий спад спроса, и через неполадки цепочек поставок. Экспортерам придется быть стойкими и проявлять творчество, чтобы создавать возможности сэкономить и искать новые пути получения сырья и реализации продукции.

Полное влияние мирового кризиса здравоохранения на латвийский экспорт мы, скорее всего, сможем наблюдать лишь в апрельских данных.

Европейские предприятия о существенном спаде спроса и объемов выпуска продукции сообщали в марте, когда в странах их деятельности начало стремительно расти количество подтвержденных случаев Covid-19 и правительства вводили все более строгие меры по ограничению распространения вируса. Эти меры остановили часть экономики, ударив по спросу. Продолжало увеличиваться и время поставки компонентов производства, из-за чего некоторым предприятиям пришлось прервать на время или ограничить свою деятельность. Такие разрывы цепочек поставок делают ситуацию еще более сложной.

Опросы латвийских предприятий в марте еще не намечали столь мрачную картину, как в крупнейших странах Европы. Это, возможно, потому, что вирус нас и наших самых значительных непосредственных торговых партнеров достиг несколько позже. Однако сейчас экспортирующие предприятия спад спроса на внешних рынках начинают ощущать все больше. Как показывают результаты опроса Swedbank, часть малых и средних предприятий старается перенаправить реализацию своей продукции с экспорта на местный рынок. Covid-19 больнее ударит по тем экспортерам, производственный процесс которых являются частью более крупной и сложной цепочки поставок, например, если это относится к электронике и машиностроению. Части предприятий проблемы доставляют запреты на поездки, что затрудняет экспорт оборудования из Латвии, поскольку нет возможности осуществлять установку этого оборудования. Проблемы имеются и в производствах, оборудование которых обслуживают зарубежные специалисты – они не могут прибыть, чтобы провести профилактику или ремонт. Однако эта ситуация сейчас уже решается, и предприятия имеют возможность запросить специальное разрешение на командировки такого вида.

Несомненно, Covid-19 в этом году экспорт вгонит в глубокие минусы. Всемирная торговая организация подсчитала, что оборот мировой торговли в этом году может уменьшиться на 13–32% под влиянием Covid-19. И в Латвии спад, вероятнее всего, будет измеряться двузначными числами, и такая картина будет наблюдаться практически во всех группах экспортных товаров. Однако могут иметь место и отдельные положительные исключения. Например, в продовольственной сфере дела могут неплохо идти у экспортеров консервов. Теплая зима позволяет надеяться на хороший урожай зерновых и хороший результат экспорта зерновых во второй половине года. Пока мы ожидаем нового урожая, в марте еще экспортируем предыдущий, используя то, что из-за роста спроса в мире выросли цены. Таким образом, продукты из зерна благоприятно повлияют на мартовскую картину экспорта", - говорит Буцениеце.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!