Прошло два месяца после выборов. Состоялось или нет новое рижское правительство Ушакова — Шлесерса, пока говорить рано. Было бы хорошо, чтобы со временем оно все-таки состоялось и оставило положительный след в истории. До выборов мы были конкурентами, но после того, как за ЦС и ЛПП/LC проголосовало большинство сторонников моей партии — ЗаПЧЕЛ, наша межпартийная конкуренция потеряла актуальность. По меньшей мере, на обозримый период. Сегодня я смотрю на правящую в Риге коалицию с точки зрения интересов наших общих избирателей. А интерес этот в том, чтобы Рига пережила кризис с наименьшими потерями и чтобы первый русский мэр Нил Ушаков оправдал надежды. Надо отдавать себе отчет, что следующий раз, когда обстоятельства будут благоприятствовать победе русской партии в Риге, может наступить снова лишь через несколько десятилетий. Это в случае, если первый русский мэр облажается. И наоборот, если Ушаков будет успешен, то монополия правых латышских партий может закончиться и на государственном уровне уже в следующем году. То есть ставка здесь выше, чем интересы отдельных партий.

Что на данный момент угрожает успеху Ушакова? Пока ему трудно переключиться c позиции комментатора и оппозиционного прожектера на роль волевого градоначальника. Первым серьезным испытанием для Ушакова стала кампания по закрытию десяти школ, в основном русских. Акция эта была спланирована задолго до выборов на уровне чиновников самоуправления. Предыдущие рижские градоначальники не рисковали ее претворять в жизнь, опасаясь возмущения избирателей. Новые отцы города решили "отрубить кошке хвост сразу", рассчитывая, что за четыре последующих года негативное впечатление от ликвидации школ развеется. Нельзя сказать, чтобы этот расчет был совсем ошибочным. По многим причинам реакция в газетах, которые обычно в штыки воспринимают атаку на школы, на этот раз была вялой. Однако в глазах информированного меньшинства избирателей имидж Ушакова понес потери. В "школьной эпопее" он выглядел как безвольный руководитель, идущий на поводу у бездушных чиновников. Наверное, более правильным было бы провести ревизию проекта сокращения школ и принять собственный компромиссный план, учитывающий мнение всех сторон. Во всяком случае, такое поведение более соответствует имиджу левого политика и народного заступника.

Второй негатив связан со шкурными делами. Поддержав экономию на школах, Ушаков со Шлесерсом не нашли возможным радикально сэкономить на многотысячных зарплатах членов Правления Рижского свободного порта. Все осталось, как при прежней правой думе, частично поменялась лишь партийная принадлежность политиков, кормящихся от этого предприятия. И это при том, что так нелюбимые нами правые партии пошли на заметное сокращение своих "партийных кормушек" на госпредприятиях. Левые "идут своей дорогой" и сохраняют паразитические должности. Избиратель пока со вздохом прощает эту "слабость" своей власти. Падение рейтинга ЦС за прошлый месяц составило всего два процента.

Наверняка за два месяца у Шлесерса и Ушакова было множество важных дел и успешных решений. Однако в общественном сознании в это время фамилии городских руководителей скорее ассоциировались с участием в музыкальных развлекательных мероприятиях. Какие-то бесконечные встречи с участниками "Новой волны", тусовка на концертах в Юрмале, командировка в Таллинн для поклонения идолу попмузыки — Мадонне. Мне трудно посмотреть на ситуацию глазами любителя попсы, наверное, есть избиратели, которые в восторге от того, что руководители рижской думы находят время для того, чтобы наслаждаться высоким искусством и заводить контакты со звездами шоу-бизнеса, но подозреваю, что немало рижан воспринимало эту активность с недоумением.

И, наконец, о самом неудачном. Мне более всего не понравились обещания Ушакова сделать из Риги "новый Лас-Вегас". Если он хотел отблагодарить представителей игорного бизнеса за поддержку или как-то воодушевить попавших в опалу владельцев российских казино, то достаточно было бы дипломатично высказаться в пользу создания условий для российских туристов, которые могут приезжать в Ригу для посещения местных игорных заведений. Но предлагать сделать из города с великой историей промышленности и науки, из уютного жилого мегаполиса вселенский центр игорного разврата — это уж слишком. Аккуратнее надо быть на поворотах, Нил! Теперь ты везешь автобус, в салоне которого совсем даже не дрова.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!