Портал DELFI по традиции предлагает свою версию главных событий года в Латвии. Дополнения и альтернативные версии в комментариях приветствуются.

Как год начнешь, так его и проведешь. На этот раз затасканная новогодняя присказка не кажется такой уж банальной. В конце 2008-го народ понял, что жить станет веселее. Дважды кризисный премьер Иварс Годманис в своем обращении 31 декабря эти опасения развеять не пытался, предупредив, что "самое горькое еще впереди". После пресловутых "жирных лет", о которых многие жители Латвии узнали только от политиков и уже после начала кризиса, поздравления первых лиц звучали тревожно. Глава правительства пожелал народу доброты и единства. "Когда год назад я предупреждал вас о трудных временах, я дал вам слово: что бы ни произошло, неприкосновенны три группы населения - пенсионеры, инвалиды и дети", — сказал он. Увы, времена оказались слишком трудными.

Беспорядки 13 января

13 января Латвия прочно закрепила свое место в семье развитых европейских демократий, где погромы воспринимаются как малоприятная, но неотъемлемая часть общественной жизни. За четыре дня до первых массовых беспорядков в новейшей истории Латвии представитель Национальных вооруженных сил Нормунд Стафецкис рапортовал: военная полиция продолжает охранять Сейм, разработан план на случай беспорядков. Президент Валдис Затлерс привычным примирительным тоном попросил народ воздерживаться от излишеств. Народ не послушался.

Казалось, как обычно, закончится хоровым пением и гневными речами, однако потом все пошло наперекосяк. После завершения акции сотни агрессивно настроенных "пингвинов" решили не откладывать дело в долгий ящик и разгромить здание парламента. Полиции в Старом городе оказалось на удивление мало. Сейм от разъяренной толпы, вооружившейся булыжниками, защищали всего несколько охранников. За несколько часов до этого министр внутренних дел Марек Сеглиньш взял по бутылке "белого" и красного" и спокойно уехал домой в Марупе, откуда поздно ночью прислал бывшему коллеге и оппозиционеру Артису Пабриксу лаконичное смс-сообщение — "Ты доволен?". Пожалуй, Пабрикс все-таки был недоволен. "Правая" оппозиция явно не знала, как затолкать джинна обратно в бутылку.

Лишь через несколько часов полиции удалось усмирить погромщиков и мародеров. Позже программа "Ничего личного" будет утверждать, что погромы планировали и координировали некие пророссийские силы. Тем не менее, среди задержанных оказались вполне законопослушные граждане. По словам одного из них, музыканта Ансиса Атаолса Берзиньша, акция закончилась слишком быстро, а народу хотелось "чего-то еще".

В конце лета январские погромы аукнулись в Бауске, где жители города блокировали дороги и мосты, требуя не закрывать городскую больницу. Вместо министра здравоохранения Байбы Розентале "пингвинов" встретили сотрудники отряда "Альфа". Позже оказалось, что больницу ликвидировать никто и не собирался. В конце ноября по Риге промаршировали тысячи студентов и проехали сотни байкеров. К декабрю силы на протест остались только у обитателей палаточной коммуны у здания Кабинета министров. Все-таки латвийцы — не греки, латвийцы протестуют ногами.

Новые налоги

Но главным источником нервотрепки 2009-го года стали не погромы, а судорожные попытки свести концы с концами при помощи нелогичных урезаний и новых налогов. Безумные спекуляции месяцами держали общество в напряжении (и, нужно сказать, что к декабрю стало только хуже). Еще в конце 2008-го года население обрадовали сообщением о готовящейся налоговой реформе. Несмотря на сопротивление бизнеса, бюджетников, экспертов и всех-всех-всех, правительство под давлением международных кредиторов повысило НДС с 18% до 21%. Правда, подоходный налог с населения был снижен с 25% до 23%. При этом уже в феврале стало ясно, что сборы НДС заметно упали.

27 февраля тогда еще кандидат в премьер-министры Валдис Домбровскис предупредил, что у Латвии нет другого выхода кроме повышения налогов и сокращения расходов. Сразу после своего избрания Домбровскис понял, что ситуация даже хуже, чем он предполагал. 13 марта министр финансов Эйнарс Репше предложил увеличить акциз на алкоголь и табак.

Однако, как и водится в публичной политике, главные неприятности начались сразу после муниципальных выборов, когда страх народного гнева уже не был столь велик. 20 июля стало известно, что соглашение с МВФ предусматривает возможность повышения НДС до 23%. На фоне сокращения сборов эта идея казалась абсурдной, но кредиторы хотели подстраховаться, а правительство, как водится, не смогло отказать. "На данный момент на нас смотрят реально. Как на лабораторию для экспериментов", — заявил укативший в Брюссель Иварс Годманис. И не ошибся. Эксперимент продолжился.

Министерство финансов как бы случайно обнародовало предложения по прогрессивному подоходному налогу, который мог быть введен на зарплаты, начиная от 300 латов. После этого более "мягкие" налоговые меры показались взаимовыгодным компромиссом. Потом Ингрида Цирцере предложила предоставлять бесплатные медицинские услуги только тем, у кого нет долгов по налогам, но вскоре передумала. За тем последовала долгая и мучительная дискуссия о налогах на жилплощадь, служебные автомобили, прирост капитала, дивиденды. Логическим продолжением налогового триллера стало сообщение, что, согласно договору с МВФ, Латвия в течение двух лет не сможет снижать поборы. Так что, возможно, самое интересное еще впереди.

Выборы

В России — две беды, в Латвии — три. Из-за выборов в самоуправления и Европарламент правительство тянуло с принятием непопулярных решений. Заявить о неизбежном сокращении пенсий у премьера и министра финансов хватило духу только после голосования. Впрочем, для их партии Jaunais laiks выборы в любом случае оказались менее успешными, что прогнозировали социологи. На "правом национальном фланге" снова было слишком тесно.

В целом, муниципальные выборы особых сенсаций не вызвали. Латвия осталась преимущественно "зелено-крестьянской" и "оранжевой". И это несмотря на "насинг спешл" и другие милые шалости Народной партии. Все-таки в регионах, где волостных политических лидеров каждая собака знает, народ голосует именно за личностей, а не партии.

Самыми веселыми выборы, как обычно, были в Даугавпилсе и Юрмале, где в очередной раз ни одному списку не удалось получить убедительного перевеса. В итоге в курортном городе продолжилось бесконечное хождение по фракциям и коррупционные скандалы. Бывший мэр Гиртс Тренцис заперся в кабинете и не впускал туда нового-старого преемника Раймонда Мункевица. В Даугавпилсе — веселее. Члены новой коалиции сходили в баню, поздравили прессу с Днем всех российских святых и пообещали не воровать. Через два месяца один из местных латгальских олигархов перебежал на сторону оппозиции, и Рихарда Эйгимса сместили. Через пару часов олигарх передумал, и Эйгимс вернулся в своем кресло. Еще через несколько дней олигарх передумал окончательно, и Эйгимса снова сместили. Есть в этом что-то кармическое.

Победу "Центра Согласия" в Риге тоже сенсацией не назовешь. Куда более сенсационно то, что "правые" партии не смогли разыграть традиционную сценку "коалиция без руки Москвы". То ли Айнарс Шлесерс не договорился со спонсорами Jaunais laiks и "Гражданского союза", то ли ЦС посулил ему большую свободу действий, но в итоге Ригу впервые возглавил русский мэр.

Валдис и Нил

Почти ровесники, похожие друг на друга камикадзе-руководители, которых злые сравнивают с Гарри Поттером. Молодой финансист Домбровскис, видимо, к собственному удивлению стал во главе коалиции, где все мечтают вонзить друг другу в спину кинжал. В отличие от Годманиса, Домбровскис умеет говорить понятным языком, не хамит и явно не связан со старой политической элитой. Впрочем, ни ему самому, ни народу от этого не легче.

Нил Ушаков возглавил город в трудное время и в трудном месте. Будь это Резекне, лидеру ЦС не пришлось бы встречаться с легионерами или ходить в Музей оккупации, что с точки зрения рейтинга довольно рискованно. Однако пока лидеру столицы удается держаться на плаву. Тандем со Шлесерсом функционирует исправно, после двух лет руководства Биркса Рижская дума наконец перестала быть эпицентром русофобских колебаний. Пока непримиримая оппозиция смогла уличить мэра только в матерщине, но в глазах многих избирателей это скорее плюс, чем минус. Бюджетный дефицит Рижской думы в 2010 году составит 20 млн. латов, это в ближайший год, очевидно, позволит избежать социальной катастрофы. Но новых непопулярных решений мэру, как и премьеру, не избежать. Перспективы политического выживания обоих персонажей и их партий во многом покажут выборы в Сейм.

Хоккей: две недели позитива

В конце апреля — начале мая у жителей Латвии появился наконец повод для гордости за свою страну. На Чемпионате мира по хоккею команда Олега Знарка, которую многие изначально списали со счетов, сумела переиграть шведов, швейцарцев, австрийцев и французов, вышла в четвертьфинал, где в упорной борьбе проиграла Канаде — 2:4. На этом позитивные новости не закончились — Канада добралась до финала, где во второй раз подряд уступила России.

Метеорит

Похоже, Латвии действительно была нужна позитивная встряска, которая позволяет переключить внимание на что-то другое. И, согласитесь, как хотелось, чтобы метеорит действительно оказался метеоритом! Увы, от шумной рекламной акции остались лишь внушительная воронка и привкус разочарования.

Просвистевший над нашими головами лже-метеорит показал, что с чувством юмора у многих в Латвии имеются серьезные проблемы. Доказательством тому стал метеоритный дождь из желчных комментариев и праведный гнев Линды Мурниеце. Впрочем, если коммерческий эффект все же был достигнут, не нужно быть Эриком Стендзениексом чтобы понять — новые метеориты, кометы и извережения вулканов в Латвии неизбежны. И все же, трудно быть героем.

Грипп, который ждали

Ждали-ждали и, наконец, дождались. Апокалиптические сообщения зарубежных СМИ о том, что свиной грипп, он же A(H1N1) наступает со всех сторон заставляли СМИ местные кусать локти: ну когда же он дойдет до нас? В конце концов положенный градус истерии был достигнут. Однако жители Латвии микробов не боятся. Паника, похоже, имела место только в воображении торговцев лекарствами, а также на газетных полосах и телеэкранах. Свою роль в этом сыграло непривычное для медицинской отрасли многообразие мнений. Министерство не поддержало закупку недостаточно испытанных вакцин, которые в Латвии всегда пользовались пониженным спросом. Аптекари призывали покупать таблетки и уверяли, что кислородные маски расходятся как горячие пирожки, однако народ, видимо, пошел привычным путем, отдав предпочтение чесноку и водке с перцем.

Похоже, что свиной грипп оказался меньшим злом; небольшой неприятностью на фоне всех причудливых изгибов латвийской реальности. К тому же, эпидемия принесла школьникам незапланированные каникулы. В начале года ожидается новая эпидемия уже "обычного гриппа", который, по словам Байбы Розентале, более опасен. В общем, населению следует помнить, что главное, по-прежнему, профилактика, а журналистам — готовиться к изобретению "куриного" или "лососевого" гриппа.

Бюджет — это интересно

Эта скучная тема, которая традиционно не вызывает интереса у населения, в одночасье стала живее всех живых и превратилась в нескончаемое реалити-шоу. Увы, в марте из шоу ушел один из самых колоритных его участников — министр финансов Атис Слактерис, которого не взяли в новое правительство. А ведь не выдохся, мог бы еще порадовать публику.

Сначала бюджет собирались урезать на 500 млн. латов, потом решили урезать лишь наполовину от этой суммы, утверждая, что для достижения приемлемого уровня дефицита этого достаточно. Однако развитию темы, как обычно, помешали международные кредиторы, которые недусмысленно заявили, что в приличном обществе договоры принято выполнять. Помимо уже упомянутой чехарды с налогами общество лихорадило от противоречивых известий об очередных сокращениях и увольнениях. До выборов власти отчаянно делали хорошую мину при плохой игре. Так, министр образования Татьяна Коке долго и упорно отрицала, что без работы в сентябре останутся тысячи педагогов.

В итоге правительству удалось с горем пополам начать структурные реформы в образовании, здравоохранении и госуправлении. Честно говоря, местами складывалось впечатление, что министры сами не знают, куда ведут страну. У президента Валдиса Затлерса даже хватило духу признать, что он запутался в бесконечных обещаниях и концепциях. В итоге он созвал эктренное заседание Кабинета министров, которое продолжалось до позднего вечера, но ясности от этого больше не стало.

В сухом остатке: средняя зарплата в госсекторе упала с 559 до 461 "грязными", ликвидировано около 50 полупустых школ, проведена реорганизация больниц, в результате которой в Латвии осталось 20 круглосуточных больниц, остальные преобразованы в центры помощи, где нельзя получить полный спектр услуг. Что касается чиновников, то к концу года число уволенных должно достигнуть 20%.

Несмотря на существенные преобразования в госуправлении, есть подозрения, что ресурс сокращений там далеко не исчерпан. Сопротивление учреждений, политических лоббистов и армии бюрократов велико, а задача по реформе системы сложна и неисчерпаема, поэтому продолжение следует. Пока вялые потуги правительства свидетельствуют скорее о несоразмерном преимуществе аппарата, который снова и снова готов доказывать жизненоважный характер своего существования.

Е-проклятие

Все, что начинается с приставки е-, в Латвии проклято. После ликвидации Министерства по е-управлению эта тема практически исчезла из публичного пространства. Зато компания Rīgas satiksme дала новый повод усомниться в том, что "электронный" значит "более простой" (читай — дешевый). Введение системы е-билетов в Риге обошлось налогоплательщикам в 20 млн. евро, в то время как жители Вильнюса заплатили 6 млн. Однако наша система, как водится, самая лучшая. "Там фактически введена намного более защищенная пластиковая карточка вместо бумажной. Ничего более", — снисходительно отметил на это руководитель RS Леон Бемхенс. В итоге клиентам компании пришлось сменить привычные бумажные билеты на новомодные пикающие карточки. Содержание новой системы будет стоить городской казне на 1,3 млн. латов меньше. 

К тому же, теперь Rīgas satiksme знает все о пассажирском потоке. Впрочем, обычные наблюдения показывают, что число пассажиров уменьшается. Кстати, как и число рейсов. С учетом очередного повышения платы за проезд, общественный транспорт постепенно становится роскошью.

"Я всех вас люблю…"Пьяный дебош на борту самолета во время возвращения президента из Азербайджана обнажил отношения внутри элиты и отношение политбизнеса к чистой политике.

Отдельных предпринимателей обидело поведение Валдиса Затлерса, который не поблагодарил их за участие в поездке. Поэтому они не нашли ничего лучше, чем напиться и напеться. Когда президент не подхватил "Вей-ветерок", совладелец Rīgas piena kombināts Иварс Страутиньш попросил произнести речь бывшего министра Яниса Круминьша. Круминьш спародировал Затлерса, но закончил свое выступление в непривычной манере — "Es jūs visus mīlu, ejiet jūs visi dirst!". Обошлось без драки. Экс-министр и кавалер Ордена Трех звезд Круминьш в итоге потерял работу в одной из госкомпаний. Как позже пояснил один из членов бизнес-делегации, предприниматели хотели показать "кто за чей счет летает".

Вообще-то для журналистов не секрет, что "Вей, ветерок" звучит на борту у президента практически после каждого крупного визита. Сами понимаете, дорога длинная, а бизнесмены без дела скучать не любят. Однако субординацию надо соблюдать, о чем, видимо, знают не все латвийские чиновники. В отличие от азербайджанских.

В 2009-м произошло много интересного. Если у вас есть свои варианты, дополняйте наш список в комментариях!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!