Foto: AFP/Scanpix

Осуществляемый Военно-морскими силами (ВМС) Швеции поиск, как утверждается, поврежденной российской подводной лодки в территориальных водах Швеции напоминает инциденты времен холодной войны, а ожидающая терминала сжиженного газа Литва должна зорко следить за происходящим на Балтийском море.

Такого мнения придерживается литовский эксперт по обороне Александрас Матонис. По его словам, пока что рано говорить о типе корабля и целях его команды, однако для стран региона Балтийского моря данный сигнал должен быть более, чем ясным. Об этом пишет русская версия литовского портала Delfi.

Шведы прекрасно помнят похожий случай

СМИ Швеции после инцидента в Стокгольмском архипелаге сразу вспомнили о похожем событии времен холодной войны. О нем напомнил и А.Матонис.

"Похоже на ситуацию 1981 года, когда во фьорде Карлскруны на мель села советская подводная лодка. Возник серьезный кризис безопасности, судно было занято Швецией, команда депортирована, позже (подлодку - DELFI) вернули СССР. Тогда это показало, что в ходе холодной войны Россия ходила по очень тонкому льду, посылая для шпионажа свои корабли в территориальные воды", - говорил он.

По его словам, сейчас ситуация схожая. "Россия в регионе Балтийского моря - как флот, так и авиация - действует достаточно агрессивно. Методами, которые не укрепляют доверие и соседство, а наоборот - обостряют ситуацию. Любой подобный инцидент, появление военного корабля иностранного государства в территориальных водах другого государства, создает дополнительные предпосылки для инцидентов. Опасных инцидентов", - предупредил А.Матонис.

Как и шведские эксперты, А.Матонис не скрывает своих мыслей о том, что маневры принадлежащего российской компании танкера MS Concord под флагом Либерии вызывают серьезные подозрения.

"Странные маневры этого корабля вызывают определенные мысли о том, что этот корабль участвовал в поисково-спасательной операции. В мировой практике, по крайней мере раньше, не выглядело странным, что гражданские или замаскированные под гражданские корабли выполняли вспомогательную функцию для находящихся вдали подводных судов", - рассуждал собеседник.

По его словам, на осуществляющем вспомогательную функцию корабле могли быть запасы топлива.



Следите за тем, что над и под водой

По словам А.Матониса, Россия уже не раз показала, что намерена обходить международные правила. Клайпедский порт и терминал сжиженного природного газа интересует соседей не меньше, чем Стокгольмский архипелаг.

"Всегда стоит задуматься об охране нашего водного пространства - и о патрулировании, и наблюдении за тем, что там происходит. Как вы знаете, пару недель назад российский военный корабль был замечен в латвийских водах. В этой связи возникло определенное беспокойство. Имея такого соседа, всегда нужно смотреть, что он делает", - говорит А.Матонис.

По его словам, возможно, российские подводные лодки охраняют газопровод Nord Stream, но это лишь одна из версий.

Второй "Курск"?

Шведские эксперты утверждают, что для России самое главное - не быть пойманной за руку, а здоровье и жизнь команды отходят на второй план. Министерство обороны России уже заявило, что никакой подводной лодки в водах Швеции нет и не было. А.Матонис напоминает еще один инцидент - ставшая черным пятном на мундире Владимира Путина трагедия подводной лодки "Курск".

"Если мы увидим, что Россия не признает каких-то фактов и отказывается от помощи в спасении попавших в несчастье моряков, то можем оказаться в ситуации 2001 года, когда затонул "Курск". Мировое сообщество могло помочь высокими технологиями. Но российский президент принял ответственность и обрек своих моряков на смерть, охраняя имевшуюся или не имевшуюся военно-технологическую тайну. И сейчас российское руководство - военное или политическое, должно сказать, что важнее: признание своих неправомерных действий, раскрытие определенных технологий или жизнь тех людей", - утверждает эксперт.

Газета Expressen со ссылкой на эксперта уже сообщила, что под водой может быть новейшая российская мини-подлодка Тритон-НН

Тем не менее, А.Матонис призывает не спешить с выводами. Прежде всего потому, что корабль еще не найден.

"Пока не вытащат этот корабль, мы не увидим. Трудно комментировать спекулятивные сообщения - это лишь догадки", - заключил собеседник.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!