Foto: Reuters/Scanpix
Россия передала международному следствию данные радаров, полученные в момент крушения "Боинга" Malaysia Airlines на востоке Украины. Эксперт агентства Expairtise Communications объяснил немецкому изданию Deutsche Welle ценность этих данных.

В расследовании обстоятельств катастрофы самолета Malaysia Airlines, летевшего рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур и сбитого в небе над востоком Украины 17 июля 2014 года, наметился прогресс. Россия предоставила данные со своих радаров, полученные в день крушения малазийского "Боинга", международной следственной группе, которая работает в Нидерландах. Из 298 погибших пассажиров рейса MH17 большинство были гражданами этой страны.

На радаре не видно ракеты "Бук", попавшей в самолет, говорили в Москве до передачи новых сведений. На вопрос, почему Россия еще в октябре 2016 года по просьбе международной следственной группы не передала данные с радаров сразу в формате ASTERIX (является стандартом Европейской организации по безопасности воздушной навигации), эксперт по воздушному транспорту и главе коммуникационного агентства Expairtise Communications Хайнрих Гроссбонгардт ответил так: "Только из тактических соображений. Иначе я не могу себе этого объяснить. Они же вообще сначала предоставляли не сами данные, а в основном только отдельные снимки. Особенность формата ASTERIX заключается в том, что он позволяет проверить истинность данных".

По его словам, данными с радаров, сохраненными в формате ASTERIX, трудно манипулировать и им можно доверять в высокой степени. "Хотя никто не поручится утверждать, что вообще возможно было бы делать с этими данными в течение длительного времени и какие для этого нужны усилия. Но не будем забывать, что данные с радаров рисуют не всю картину происходящего", — добавил эксперт.

Гроссбонгардт пояснил, что "радар не следит постоянно за летящим самолетом. Антенна вращается с определенной частотой и фиксирует положение самолета только через определенное время, каждые 15-20 секунд. Радар фиксирует отдельный момент. Информации о следующих 15-20 секундах не будет. Так что слишком многого от радара ожидать не стоит".

Теоретически новые данные помогут установить какие самолеты находились в момент катастрофы в воздухе в этой зоне: где, какова высота и направление их полета.

"В том числе, можно будет понять, находился ли по близости военный самолет. Это было одним из утверждений российской стороны. Зафиксировали ли радары ракету — трудно сказать. Но что можно будет увидеть наверняка — это обломки самолета, что позволит верифицировать картину трагедии. Возможно, в целом они дадут основания для каких-то важных выводов", — заметил Гроссбонгардт.

"Но даже если в виде эхо радар зафиксировал ракету, то сигнал был настолько слабым, что диспетчеры его не увидели. Сигнал радара сопровождается помехами, и для нормальной работы диспетчеров сигнал фильтруется. Но в исходных данных радаров полет ракеты, возможно, будет виден".

Глава Expairtise Communications согласен со следователями из Нидерландов в том, что даже если ракеты не видно, то это не значит, что ее не было: "Вполне вероятно, что радар просто не поймал момент полета ракеты, если, скажем, она летела как раз тогда, когда антенна радара не была направлена в этот район или если для радара эта ракета была слишком малой целью. Сначала надо понять, видно ли ее, потом попытаться отследить ее маршрут".

Эксперт признал, что отслеживание маршрута ракеты может оказаться непростой задачей" и зависит от возможностей радара: "У нас радары видят маленькие спортивные самолеты или планеры. Какой мощности российские радары, я не знаю. Но важнее другое: утверждение российской стороны, что раз на снимках ничего не видно, значит, это были не мы, еще не является верным".

Гроссбонгардт также пояснил, данные с российских радаров важны потому, что другие страны (помимо Украины) не могли видеть происходящее с помощью своих радарных установок: дальность приема сигнала радаром ограничена уже самим горизонтом и формой нашей планеты.

"Дальше, чем на 300 километров, радар не видит. Самолет, летящий со скоростью несколько сот километров в час, быстро исчезает за горизонтом. Радар наталкивается на границы, обусловленные законами физики.

Посмотрите на карте на Украину, она огромна, никто из соседей с помощью своих радаров не видит ее неба. Даже военные самолеты AWACS, которые в этот момент находились в небе и летели над Румынией, не могли что-то увидеть. Произошедшее было вне зоны их контроля", — сделал вывод эксперт.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!