Foto: Reuters/Scanpix

Партия "Единая Россия", по сути дела, начала подготовку к избирательной кампании 2016 года. На съезде в минувшие выходные лидер партии премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что для этой политической силы принципиально важно победить на выборах в сентябре.

Съезд ознаменовался сменой лиц в высшем партийном эшелоне. Из него выведены глава комитета Думы по безопасности Ирина Яровая и ее заместитель Александр Хинштейн, а также вице-премьер Александр Хлопонин, министры образования и финансов Дмитрий Ливанов и Антон Силуанов — всего более 50 человек.

Их место заняли телеведущие Тимур Кизяков и Петр Толстой, главный редактор газеты "Культура" Елена Ямпольская, депутат Роберт Шлегель, спортсменка Ирина Винер-Усманова и другие.

Медведев поставил задачу товарищам по партии в кратчайшие сроки подготовить предвыборную программу "Единой России", в которой следует учесть меры по поддержке людей и развитию экономики.

Слово "коррупция", которое часто произносится в России в различных контекстах, из уст лидера партии не прозвучало.

Русская служба Би-би-си спросила экспертов, что стоит за сменой фигур в руководстве партии, насколько весомой будет ее ожидаемая победа на выборах и почему не был провозглашен новый крестовый поход против коррупции.

Владимир Шаповалов, политолог, директор Института политики, права и социального развития МГГУ имени Шолохова

Первая причина состоит в том, что "Единая Россия", как это не показалось бы кому-то странным, — наиболее динамичная партия в российской политической системе, в отличие от других парламентских партий, в которых десятилетиями не происходит существенных изменений. Для ЕР характерна высокая степень ротации на федеральном и региональном уровнях.

Вторая причина — подготовка к выборному циклу. В качестве одного из элементов подготовки к выборам ЕР чистит ряды, меняет визуальный портрет партии.

Третья причина — антикризисная повестка. Перестановки направлены на улучшение имиджа в контексте антикризисных действий.

"Единая Россия" — доминирующая политическая сила в стране в настоящий момент. Прогнозируя результаты выборов, следует учитывать изменения в избирательной системе: возвращение смешанной системы, что явилось следствием требований оппозиции и протестного движения Болотной. Смешанная система создает дополнительные возможности для ЕР в мажоритарных округах.

Экономический кризис к сентябрю 2016 года не перейдет в фазу экономического роста и налицо будет накопление проблемных социальных вопросов. Это толкает рейтинг правящей партии вниз.

На рейтинге партии позитивно скажется актуальная патриотическая повестка. С ее деятельностью ассоциируются внешнеполитические успехи России.

Под влиянием этих факторов "Единая Россия" получит большинство голосов, но не конституционное большинство.

Начиная с 2007-го и особенно в последние несколько лет, мы видим активную антикоррупционную составляющую в действиях власти. Громкие дела вплоть до отставок губернаторов — тому свидетельство.

В то же время коррупция — чрезвычайно политизированная тема. Речь не идет о том, что ЕР не будет поднимать антикоррупционную тематику. Внесистемная оппозиция использует тему борьбы с коррупцией в спекулятивном ключе. Я бы на месте руководства "Единой России" сосредоточил внимание не на антикоррупционных действиях, а на формировании позитивной повестки.

Павел Святенков, политолог, эксперт Фонда исторической перспективы

Логика понятна: убирают тех министров (Дмитрий Ливанов, Антон Силуанов), деятельностью которых недовольны избиратели, и приводят личности, которые могут восприниматься позитивно.

Не секрет, что большую роль играет административный ресурс — помощь, интеллигентно выражаясь, соответствующей партии со стороны властей. Многое будет зависеть от того, какой сценарий выборов будет избран властями. Например, "Единая Россия" идет только по партийным спискам, а по одномандатным округам провластные кандидаты идут сами по себе.

Тогда ЕР может победить по спискам и набрать чуть больше мандатов в Думе, что позволит существенно не раздражать избирателей и при этом при наличии большого количества провластных одномандатников добиться значительного подконтрольного большинства (Так было на выборах в Московскую городскую думу в сентябре 2014 года: прошли 28 единороссов и 10 провластных депутатов, представительство партии власти составило 38 мандатов из 45).

На выборах в Думу "Единая Россия" может получить некое "приличное" большинство, например 230 мандатов. Плюс 100 провластных одномандатников. При таком сценарии ЕР может показать "приличный", "европейский" результат и в то же время власти будут контролировать практически всю Госдуму.

Может быть, решили не заострять внимание на этом вопросе (борьбе с коррупцией) именно сейчас. Может быть, они забыли. Или не хотели специально будировать эту тему.

Понятно, что реальной борьбы с коррупцией нет, а организовать PR-борьбу с коррупцией накануне выборов всегда можно — арестовать какую-нибудь мелкую сошку или сместить какого-то губернатора.

Общество раздражено, но пока терпит. Все условные коррупционеры находятся при власти. Борьба с коррупцией не ведется, а в ответ на обвинения, что те или иные чиновники имеют многомиллионные состояния, власть советует не считать деньги в чужих карманах.

В нынешних условиях любая тема могла бы стать выигрышной в избирательной кампании по той простой причине, что в сложившейся политической системе у власти нет реальных конкурентов.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!