Foto: EPA/Scanpix/LETA
Несмотря на то, что украинцы недовольны действиями власти и прогрессом реформ, протестные настроения остаются невысокими. Социологи констатируют, что лишь 22% респондентов готовы лично участвовать в акциях протеста.

Украинцы не готовы сейчас массово выходить на акции протеста. Михаилу Саакашвили не стоит слишком рассчитывать, что в ответ на призыв "Вставай, Украина!" люди массово выйдут на улицу, констатируют социологи. Но это при одном условии.

Повторения не будет

Повторение сценария 2013 года, когда на уличные акции протеста выходили миллионы людей, маловероятно. Об этом свидетельствуют последние результаты исследования фонда "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива, проведенного совместно с Киевским международным институтом социологии. По данным социологов 67% граждан Украины не видят для себя перспектив участия в протестах. Из них 42% "точно не пойдет" и еще 25% — "скорее не пойдет" на улицу протестовать. Вместе с тем, 22% украинцев готовы участвовать в акциях протеста. Из них 7% — "обязательно" и еще 15% граждан "скорее всего" выйдут на улицу, если такие протесты будут.

"Вряд ли нынешние протесты в Киеве возле Рады имеют потенциал. Ситуация не столь однозначна, как в 2013 году. Тогда было четкое разграничение — власть и оппозиция. Сейчас и сама власть, и оппозиция разнородна. Много противоречий и значительная часть населения не понимает, что происходит ", — говорит генеральный директор Киевского международного института социологии Владимир Паниотто. Он отмечает, именно неопределенность обуславливает то, что протестов по образу и подобию 2013 года не будет.

С этим соглашается заместитель директора социальной службы Центра имени Александра Разумкова Михаил Мищенко. По его словам, хотя украинцы недовольны действиями власти и провалившимися реформами, однако внешняя агрессия со стороны России не дает этому недовольству "выйти на улицу". Социологи констатируют — у украинцев есть опасения массовых акций протеста, поскольку они могут значительно ослабить способность страны противостоять внешним угрозам и спровоцируют экономический хаос. "Надо учитывать внешний фактор. Он пока сдерживает людей. Но, если власть будет демонстрировать откровенный произвол, то даже этот предохранитель может не сработать", — считает Михаил Мищенко.

Украинцев может мобилизовать произвол властей

Социологи отмечают, что проявлениями такого откровенного произвола власти в 2013 году были отказ подписывать соглашение Украины об ассоциации с ЕС, несмотря на поддержку этой идеи обществом, и избиение студентов 30 ноября на Майдане. "Украинцы могут очень долго терпеть низкий материальный уровень жизни, но самая незначительная откровенная несправедливость, насилие и произвол сразу мобилизуют людей", — отметил DW Мищенко.

По данным фонда "Демократические инициативы", протестный потенциал украинцев до событий на Майдане в 2013 году был на уровне 25%, но резко вырос до 40% после избиения студентов на Майдане. "Нынешняя украинская власть пока ведет себя сдержанно по отношению к сторонникам Саакашвили под Верховной радой. Однако все может резко измениться, если там будет насилие", — прогнозирует директор фонда Ирина Бекешкина.

Саакашвили не для Майдана

В условиях мирного протеста, по ее словам, у Саакашвили мало шансов "повторить Майдан". "Сейчас протестные настроения украинцев не на пике. Люди настроены скорее апатично, чем революционно. Акции Саакашвили массово не поддерживаются киевлянами, а это серьезный протестный ресурс", — указала в интервью DW Бекешкина.

Социологи указывают на то, что сейчас в Киеве на площади Конституции возле Верховной рады собрались в основном люди, недовольные ситуацией, из регионов. "Это не тот средний класс, на который возлагает надежды Саакашвили. Там мало молодежи. Те, кто сейчас там стоит — люди, у которых есть свободное время и которым нечего терять", — предполагает Ирина Бекешкина.

По ее убеждению, массовые акции протеста по всей Украине возможны только при нескольких условиях: одномоментное массовое ощущение крайнего отчаяния и острого возмущения, наличие политической силы, которая будет иметь хотя бы средний уровень доверия и сможет четко ответить на вопрос "А что дальше?". "Пока ни Саакашвили, ни его политическая сила не подходят под эти критерии", — убеждена политолог.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!