Foto: AFP/Scanpix

Президент России Владимир Путин заявил, что российские власти были готовы к неблагоприятному развитию событий в Крыму и были готовы привести в готовность ядерные силы.

Об этом глава государства рассказал в документальном фильме Андрея Кондрашова "Крым. Путь на Родину", трансляция которого на телеканале "Россия 1" уже состоялась на Дальнем Востоке. Об этом пишут интернет-порталы Газета.Ru и Vesti.ru.

Путин заявил, что холодная война закончилась, и нужно избегать кризисов наподобие Карибского, к тому же в подобных действиях не было нужды. "Что же касается наших сил ядерного сдерживания, то они и так всегда в состоянии полной боевой готовности", — подчеркнул он.

В марте прошлого года в Крым под видом усиления охраны российских военных объектов были переброшены спецподразделения ГРУ, а также силы морской пехоты и десантники. Соответствующие указания отдал президент России Владимир Путин.

"Наше преимущество, знаете, в чем заключалось? В том, что я занимался этим лично. Не потому, что я там все правильно делал, а потому что, когда это делают первые лица государства, то исполнителям легче работать, — заявил Путин. — Они это чувствуют, понимают и знают, что они исполняют приказ, а не занимаются самоуправством. А когда государственная структура находится в развале или в полуразваленном состоянии, то приказы либо вообще не отдаются, либо не доходят до исполнителей, либо в их легитимности есть большие сомнения".

"Надо отдать должное министерству обороны и другим нашим силовым ведомствам, что все работали очень слаженно, быстро, очень эффективно и практически никто не отклонился от полученных указаний. Все точно, ясно, конкретно, в срок", — подчеркнул президент.

"Чтобы блокировать и разоружить 20 тысяч человек, хорошо вооруженных, нужен определенный набор личного состава и не просто по количеству, но и по качеству. Нужны были специалисты, которые умеют это делать. Поэтому я дал поручения и указания Министерству обороны, чего скрывать, под видом усиления охраны наших военных объектов в Крыму перебросить туда спецподразделения Главного разведуправления и силы морской пехоты, десантников", — рассказал Путин.

В первые дни марта в Крыму на сторону России перешли около 20 украинских воинских частей, но затем Киев начал заводить уголовные дела на командиров, запугивать и обвинять офицеров в пособничестве врагу. Новые майданные военачальники требовали держать оружие наготове и обещали дать команду к бою в день предстоящего в Крыму референдума.

На аэродромы Кача и Джанкой были перебазированы 14 вертолетов, постоянно курсировали 5 грузовых Ил-76, на полуостров в считаные дни были передислоцированы тысячи офицеров и бойцов различных подразделений. До обозначенного в международном договоре лимита личного состава российской армии в Крыму еще оставался запас в три с половиной тысячи бойцов, но для обеспечения охраны буквально всех значимых объектов этого уже было достаточно. "Ни в коем случае нельзя было допустить кровопролития, — подчеркивает Путин. — Нужно было обеспечить людям возможность выразить свою волю".

19 марта закончилось длительное противостояние у штаба военно-морских сил Украины в Севастополе. Киев поменял здесь несколько главнокомандующих. "То одного пришлют командующего флотом, то другого, то третьего, — вспоминает Путин. — Один из командующих наотрез отказался переходить на сторону крымских властей, так условно скажем. Я попросил, чтобы с ним поработали ветераны". "Предлагался более силовой метод действия, — пояснил президент. — Я просто напрямую сказал нашим военным: пошлите ветеранов! Но они встретили мое предложение скептически. Они сказали: да ну, деды, что они там? Вот деды эти пришли и до 7 утра с ним вели воспитательную беседу. Во всяком случае, к 7 утра он взял ручку и бумагу и написал рапорт об увольнении".

"Должен сказать, что ребята вели себя очень достойно, украинские военнослужащие, они пытались сохранять верность присяге, — сказал Путин. — Но непонятно, кому они присягали, государства ведь нет, президента свалили, а он, между прочим, на тот период времени являлся легитимным верховным главнокомандующим вооруженными силами. А кто отдает приказы? Какие-то захватчики власти? Абсолютно нелегитимные люди?".

Между тем, российскому президенту постоянно звонили западные лидеры. "Звонков было много, наши американские коллеги, когда разговаривали, прямо говорили о том, что мы блокируем украинские воинские подразделения. Я сказал, что воинских подразделений уже нет, есть те группы людей, военнослужащих. Они без оружия, им ничего не угрожает, и мы сделаем все, чтобы никаких эксцессов, связанных с применением оружия, уже не произошло. Но это уже не вооруженные силы, это нечто другое", — рассказал Путин.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!