Foto: AFP/Scanpix

Президент США Дональд Трамп, впервые выступая на саммите НАТО, заявил, что вызовы, стоящие перед альянсом, требуют от его членов больших финансовых вложений.

При этом, вопреки ожиданиям, он ни разу не упомянул о статье 5 Североатлантического договора — положении о том, что нападение на одного из членов альянса равнозначно нападению на всех. "В будущем НАТО должно уделить больше внимания терроризму, иммиграции, а также как угрозам со стороны России и на восточных и южных границах НАТО", — сказал Трамп.

Трамп заявил лидерам стран НАТО, что они должны увеличить свои оборонные расходы как минимум до 2% ВВП, тогда как сейчас лишь пять из 28 членов альянса выполняют это обязательство. Трамп добавил, что это нечестно по отношению к налогоплательщикам в США.

Норма о выделении странами-членами НАТО не менее 2% своего ВВП на оборону носит рекомендательный характер, и никаких штрафных санкций за ее несоблюдение не предусмотрено. Так, Германия в 2016 году потратила на оборону всего 1,2% своего ВВП, но Берлин указывает, что он выделяет значительные средства на помощь развивающимся странам, что также способствует укреплению международной безопасности.

Члены альянса согласились с предложением Трампа активнее участвовать в работе возглавляемой США коалиции по борьбе с экстремистской группировкой "Исламское государство", запрещенной в России и других странах. Впрочем, Франция и Германия настаивают, что это решение в основном носит символический характер.

Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что члены альянса должны больше помогать коалиции в том, что касается обмена информации и заправке самолетов в воздухе. "Это станет мощным политическим сигналом о приверженности НАТО к борьбе против терроризма, а также улучшит координацию внутри коалиции — однако, это не значит, что НАТО будет участвовать в боевых операциях", — заявил он.

Для тех в НАТО, кто испытывал неуверенность по поводу приверженности президента Трампа альянсу, его краткий визит для открытия нового здания штаб-квартиры организации в Брюсселе не развеял сомнения.

Главнокомандующий самой мощной армии в составе НАТО как будто до сих пор не понимает, откуда берутся средства для функционирования альянса. Он опять сказал, что те страны, которые не выполняют целевой показатель по военным расходам, будто бы "задолжали" деньги за прошлые годы. В реальности все устроено совсем не так. Он бросил забавную, как ему казалось, ремарку о том, что не спрашивал, во что обошлось строительство новой штаб-квартиры. Но вообще-то он и так должен знать. США внесли свою долю в бюджет этого проекта.

Он так и не повторил четкого выражения приверженности его администрации взаимным гарантиям безопасности членов НАТО. Тот факт, что вопрос об этом в принципе возник, уже показывает, сколь сложными остаются отношения между Трампом и организацией, в которой его страна играет главную роль.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!