Foto: AFP/Scanpix
В свое время Юрис ужинал с бывшим премьером-министром Великобритании Маргарет Тэтчер и крутился в политических кругах Латвии. Позже он оставил политику и занялся профессиональной игрой в покер. В 2013 году Юрис оказался в норвежской тюрьме. Судя по его словам, его жизнь в заточении гораздо лучше, "чем у половины жителей Латвии".

Неудачное преступление и лучшая в мире тюрьма

Юрис пришел на интервью сонным: для профессионального игрока в покер 10 утра — слишком ранний час. Скромная кофта с капюшоном, джинсы, вид немного растрепанный.

"Да, это было приключение. Мне нравится совершать безумные поступки, так я и оказался в тюрьме", — спокойно рассказывает Юрис. Причем, о тюремной камере он рассказывает гораздо охотней, чем о том преступлении, за которое его осудили и отправили в заключение.

"Эта была нелегальная аппаратура, которую запрещено ввозить. Фактически там было спланировано настоящее ограбление банка, только в современной версии. В наши дни не ходят на ограбления с пистолетом и в маске, это происходит "чуточку" иначе. Больше не хочу ничего комментировать. Не надо было лететь самолетом, поехал бы машиной — ничего б не случилось. Это серьезное дело, на него, насколько я знаю, возлагались большие надежды. В аэропорту проводили стандартную проверку на наркотики. Они были проинформированы о существовании подобной аппаратуры и заметили ее у меня в сумке. Сразу же и арестовали", — вспоминает Юрис.

По его словам, Норвегия — богатая страна, именно поэтому туда все чаще стремятся попасть тысячи людей из более бедных стран в надежде заработать. "Им не нужен никакой Евросоюз, поэтому в поисках лучшей жизни туда приезжают полки, литовцы, в меньшей степени и латыши. Там широкое поле для бизнеса: наркотики, сигареты, алкоголь. В Норвегии все это стоит космических денег, поэтому желающих заработать хватает всегда", — говорит Юрис.

После ареста латвийца поместили в так называемую лучшую на свете тюрьму Хальден Фенгсель.

"Фактически мне так не надо было сидеть, но я провел там две недели, поскольку в тюрьме, в которую меня отправляли, проводился ремонт. Как игрок в покер я объездил полмира, видел сотни отелей. Но тюрьму Хальден описать трудно. Там лучше, чем в какой-нибудь гостинице: индивидуальные камеры с душем, телевизоры с плоским экраном, холодильники и огромные окна. После этого меня перевели в небольшую тюрьму в провинциальном городке", — продолжает свой рассказ осужденный латвиец.

Все удобства и суточные

Поскольку Юрис не стал рассказывать о своих подельниках и признал свою вину, его осудили всего на семь месяцев тюремного заключения. "Реально" отсидел из них только четыре.

"В той второй тюрьме у меня была камера со всеми удобствами, а из окна я мог любоваться озером. В камере кровать, холодильник, телевизор, мойка. Раз в неделю холодильник заполняли, например, ветчиной и сыром. Молоко, кофе, чай, сахар — без ограничений. Три часа в день двери в камеру открыты — можно сходить на кухню и что-нибудь приготовить. Ножи там в свободном доступе. Ладно, самый большой нож был на цепочке, но маленькие — свободно. Можно посещать курсы по кулинарии, языковые курсы, занятия по математике. Можно было играть в баскетбол, волейбол, предлагались настольные игры и тренажерный зал", — вспоминает Юрис.

Что же касается охранников, то в тюрьме они были людьми, к которым можно обращаться с вопросами или за помощью.

"Я им говорю: "Да тут у вас половина жителей Латвии захотела бы устроиться, потому что люди действительно живут намного хуже", — рассказывает осужденный.

Каждый день заключенные получали суточные в размере 10 евро. Обычно эти деньги уходят на сигареты и товары из ближайшего супермаркета. Поскольку Юрис не курит, то из тюрьмы он вышел, имея некоторую сумму на карманные расходы.

Норвежская тюрьма — отличное место для отдыха и роста

Рассказывая о тюрьме, мужчина иногда отмечает, что ничего приятного в этом не было. Однако именно там он смог начать заниматься именно тем, на что раньше ему не хватало времени.

"В Норвегии каждому полагается бесплатный адвокат. Мой сначала носил мне книги на русском языке, чуть позже близкие стали присылать издания на латышском языке. В конце концов я смог читать целыми днями. Там была библиотека, правда, без доступа в интернет. Я записался на интенсивные курсы английского языка, стал ходить в тренажерный зал. Игра в покер, бессонные ночи, алкоголь — все это оставило на моем здоровье неизгладимый отпечаток. В тюрьме я снова стал заниматься образованием, поправил здоровье, приучил себя к режиму", — рассказывает Юрис.

"Если бы я попал в одну в тюрьму, например, в Латвии, России или США, там нужно было бы бороться за выживание в криминальной среде. А тут я внезапно получил время для себя и для реализации своих замыслов", — делится своими воспоминаниями мужчина.

По его словам, среди заключенных интересных людей было мало. "Там сидели мелкие наркокурьеры, тем для разговоров с ними у меня не оказалось. Но я познакомился с мужчиной из Венгрии, раньше он играл за сборную своей страны по гандболу, с ним было интересно. Он "мотал срок" за ввоз запрещенных медикаментов. Именно он привел меня в тренажерный зал, стал моим персональным тренером. Всегда этого хотел, но на воле на это не было времени. Я обязательно еще встречусь с этим парнем. Недавно я был на чемпионате по покеру в Вене и специально заехал в Будапешт, чтобы купить ему книги на венгерском языке. Отправил ему в тюрьму, он даже онемел от удивления", — рассказывает Юрис.

Переосмыслил ли Юрис в заключении свою жизнь и оказала ли тюрьма на него терапевтическое действие?

"Глупости! Я никогда не был правильным. И вряд ли таким стану. К моменту, когда я предстал перед судом, я уже отсидел четыре месяца, а через неделю меня досрочно выпустили. О чем мне сожалеть? Что не видел весну? Может быть. Но теперь я на свободе, стараюсь сохранить то, к чему приучился в неволе: хожу в тренажерный зал, не употребляю алкоголь. Я опять могу играть в покер и ездить по свету. Глобально я остался в выигрыше. И всегда надо помнить: в тюрьме может оказаться каждый. Можно сделать и так, что в заключении окажется кто-то другой. Спокойно. Есть ли в этом какая-нибудь мораль? Есть. Мораль такова: это было интересное приключение. И главное в любой ситуации брать только лучшее!" — резюмировал Юрис.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!