Foto: DELFI
Накануне очередного полнолуния портал DELFI решил отправиться с экипажем Рижской муниципальной полиции по Курземскому району столицы. Участок, где, по заверениям самих полицейских, достаточно тихо, в ту ночь преподнес несколько сюрпризов с привкусом адреналина: нам попался глубоко не трезвый дебошир, провоцировавший конфликты и пытавшийся помочиться на школу; душевнобольная женщина, метнувшаяся под колеса машин из-за преследовавших ее голосов, и не только они. "Наверное, это вы заказали, обычно у нас спокойно", — шутит полицейский.


Foto: DELFI

Под контролем сотрудников Курземского управления Рижской муниципальной полиции (РМП) находятся: Иманта, Ильгюциемс, Дзирциемс, Кипсала, кладбище Лачупес, Спилве, Волери, Болдерая и Даугавгрива. По словам полицейских, эта территория надзора считается самой большой по площади в столице — примерно 79 кв.км. За порядком одновременно следят от 2-3 экипажей, но если управлением поставлены конкретные задачи, то число патрульных машин увеличивают.

Что же происходит на улицах этих районов, когда мирные жители засыпают? Просыпается мафия? Портал DELFI в составе двух репортеров отправился на разведку вместе с сотрудниками правопорядка, чтобы узнать ответ на этот вопрос.

Участок Курземского управления РМП расположился на ул. Спилвес, 25а. Чтобы проехать к нему мимо густо припаркованных на обочинах машин, водителю приходится совершать рискованные маневры. Кстати говоря, именно с этого района за все дежуртво не поступило ни одного сообщения о неправильно припаркованных автомобилях, хотя в некоторых дворах на ул. Балта и Дзирциема автовладельцы так оставляют свои машины, что протиснуться между ними под силу только весьма стройному пешеходу.

Foto: DELFI

Как отмечают сами полицейские, специфика спальных районов такова, что чаще всего им приходится выезжать на семейные конфликты, а в теплое время года — следить за порядком на улицах. Обычно речь идет о подзагулявшей молодежи, которая с повышением градуса либо громит дворы и подъезды, либо устраивает между собой разборки. И подобный случай не заставил себя долго ждать.


Foto: DELFI

Время 20:00. На ночную смену выходит новый экипаж. Наша машина стартует от участка Курземского управления РМП на ул. Спилвес, 25а и начинает обследовать улицы Ильгюциемса. Погода начала заметно портиться — во всех СМИ предупреждали о циклоне и сильных порывах ветра.

"Как часто вы получаете вызовы в своем районе?", — начинает со стандартного вопроса репортер.

"В зависимости от многих факторов: погодные условия, день недели, праздники, время года и даже фаза луны. Сейчас, например, на улице мало кого встретишь из-за моросящего дождя и усиливающегося ветра", — отвечает полицейский.

Тут из динамиков рации поступает информация от диспетчера. Экипажу велено ехать на ул. Клейсту 14, где располагается Рижская средняя школа "Анниньмуйжа". Жители близлежащих домов сообщили о несовершеннолетних, которые предположительно распивали алкоголь на территории учебного заведения.

"Да, погода хоть и не самая благоприятная, но сегодня пятница, и в некоторых школах прошли выпускные вечера. Молодежь, видимо, решила отдохнуть по-взрослому", — прокомментировал репортер.
Когда наша машина приблизилась к школе, полицейский включил сирену. То, что произошло дальше, заслуживает съемок отдельного короткометражного фильма под названием "Беги, Лола, беги — 2". Целая группа школьников, которым от силы можно было дать лет по 15, рванула с нагретого места, как стадо газелей, роняя по пути недопитые бутылки и сумки.

Возле школы остались лишь три парня, которым явно было за 20. Полицейские подошли к ним, чтобы оценить ситуацию и узнать, почему они нарушают правила. В ходе разговора один из них начал проявлять агрессию и бросаться непристойными фразами в адрес полицейских, а затем и вовсе отошел к стене школы, чтобы справить нужду, но стражи порядка тут же среагировали.

К несчастью, молодой человек был далек от реальности — просьбы успокоиться и подчиниться требованиям ни к чему не привели, а лишь больше разожгли пламя в его груди. Словесный дождь из угроз и мата никак не прекращался, а затем в ход пошли и кулаки, в результате чего полицейским пришлось применить силу и надеть наручники для задержания дебошира. Тот факт, что он мог представлять угрозу себе и окружающим, был очевиден, поэтому экипаж начал процесс изъятия вещей и опись.

"Ты посмотри, что они делают! Да-да, обыскивайте меня, вот так! И наркотики ищите", — заплетающимся языком кричал задержанный.

Остальным парням велели собрать все бутылки и мусор для утилизации. Один послушался тут же, а другой начал придумывать различные отговорки и мешать работе полицейских, интересуясь дальнейшей судьбой своего пьяного друга. Более того, он настойчиво требовал, чтобы полицейские дали ему пакет собрать недопитый алкоголь.

Foto: DELFI

Процесс задержания слегка затянулся — нарушитель оказывал сопротивление, при этом успевая обмениваться фразочками со своим приятелем: "Братан, ты это видишь? Они мне руки заламывают! *** хреновы!".

"Хе-хе, да вижу-вижу. Но ты сам виноват. Без базара", — отвечал второй с ухмылкой.

Для безопасности и предотвращения непредвиденных ситуаций, с джинсов задержанного был снят ремень, а с обуви — шнурки. После того, как он наконец-то оказался в полицейском автобусе, дебошир неожиданно для всех уснул. Организму, видимо, нужно было копить силы для следующего "захода".

Уже через несколько минут наш экипаж прибыл в участок, где юноше предстояло пройти тест на содержание алкоголя в организме, однако он отказался. По протоколу в таких случаях сотрудникам полиции необходимо вести нарушителя в Рижский психиатрический и наркологический центр на Твайке, чтобы врач поставил клинический диагноз и выдал определенные документы. Что, собственно, и было сделано.

"Как долго этот парень будет сидеть в изоляторе?", — поинтересовался репортер по возвращении в участок.

"Пока не протрезвеет, но не дольше 12 часов. Таков закон", — ответил полицейский. Так закончилась пятница для одного 22-летнего юноши из Иманты.


Foto: DELFI

На часах около 01.00. Экипаж сворачивает с ул. Дзирциема на Юрмалас гатве. Со стороны автобусной остановки к полицейскому бусику бежит маленькая женщина с детским ярким рюкзачком за плечами.

"Ну, наконец-то, родненькие. Как же я вас ждала. Хорошо, что вы приехали, а то я уже и не знаю, что делать. Они же всюду и пытаются отобрать у меня сумку", — говорит незнакомка, доверительно опираясь на боковое стекло авто.

Поскольку женщина сначала рассказывает убедительную историю, что ее кто-то преследует, полицейские настороженно интересуются, что конкретно случилось, и кто эти люди, куда они могли направиться.

"Их же тьма, тьма! Они всюду. Они наступают и давят меня. У меня вот тут сумка, но я не знаю, что в ней. Если я ее открою, они меня размажут и уроют. Я давно пытаюсь от них оторваться, но они все равно меня преследуют. Я их боюсь. Это все люди, б**ди, двери. Спасите меня", — на одном дыхании произносит незнакомка с таким лицом, что становится понятно: человек болен и нуждается в срочной помощи.

Пока один полицейский вызывает "скорую", второй пытается успокоить женщину и просит показать, что же в сумке. Она неохотно соглашается и начинает доставать из нее бесконечные пакеты, сопровождая это фразами:

"Теперь меня точно поймают. Вы не слышите? А я слышу. Они уже приближаются". Злодеи и желающие напасть мерещатся женщине в каждом редком прохожем. Она неоднократно порывается уйти, заявляя, что ее предают и хотят отдать на растерзание неведомым силам. С каждой минутой сопротивление нарастает, и в ее речи появляется мат.

"Какого х** вы меня тут держите? Не нужна мне никакая помощь. Уберите руки и отпустите меня, мне в Бабите надо, я домой еду. Но меня тут по пути стали преследовать. Теперь и вы туда же!" — кричит женщина.

Foto: DELFI

Спустя 10 минут на место происшествия с включенными проблесковыми маячками и звуковыми сигналами приезжает "неотложка". Заметив приближение медиков, женщина бросается через дорогу, игнорируя тот факт, что по ней едут машины, а затем пытается забежать в дежурный трамвай. Чтобы ее остановить, полицейские со всех ног бегут следом и силой пытаются вытащить из трамвая. Женщину уговаривают пройти с фельдшерами, однако она, бросив ту самую подозрительную сумку на середине тротуара, продолжает дебоширить. На нее не действуют ни уговоры, ни попытки убедить, что в ее нынешнем состоянии лучше быть под присмотром медиков. В тот момент, когда незнакомка в очередной раз попыталась сбежать, полицейские и фельдшеры берут ее за руки и за ноги, после чего заносят в "скорую".

"Что поделаешь, приближается полнолуние", — философски замечает работник Службы неотложной медицинской помощи.

"Бросить ее в таком состоянии на улице нельзя: она может причинить себе вред. Придется везти на Твайка. Мы поедем следом, потому что мой коллега остался в "неотложке". Женщина там все еще буянит, и врачам одним с ней не справиться", — поясняет нам полицейский.

Второй раз за дежурство мчимся по ночному городу в Рижский центр психиатрии и наркологии. Полицейские передают пациентку дежурному врачу. Остаток ночи женщина проведет в клинике. О ее дальнейшей судьбе позаботятся врачи.


Foto: DELFI

...На обратном пути проезжаем кладбище Лачупес. Картина весьма зловещая: сильный штормовой завывающий ветер гнет старые деревья, постоянно мигают фонари, на дорогу то и дело валятся отломанные сучья. В свете фар то и дело снуют лисы. Все это происходит на фоне массивных гранитных плит и крестов. Какая-то жуть в духе некогда популярного сериала "Твин Пикс". В памяти сразу всплывают письма в рубрику очевидец: "У нас пропала кошка, у соседей тоже. Мы думаем, это были сатанисты, которые промышляют на кладбище Лачупес". Или "На этом кладбище происходят странные дела, о которых не принято говорить. Кто-то разрывает могилы, но все предпочитают молчать…"

Полицейские, выслушав эту информацию, успокаивают: "Точно могу сказать, что с 2014 года тут ничего загадочного не происходило. Кладбище оно и есть кладбище. Зверья здесь много: лисы, косули, зайцы. Но чтоб кто-то котов приносил для каких-то ритуалов, это вряд ли".

Внезапно фары полицейского бусика выхватывают силуэт идущего среди леса мужчины: тот идет и спокойно разговаривает по мобильному телефону.
Правда, по первому же требованию полиции останавливается. И хотя он не совершил ничего плохого, время и место, где он оказался, вызывают подозрения. У мужчины проверили документы и сумку. Оказалось, просто возвращался с работы. Видимо, такой экзотический маршрут выбрал лишь из соображений удобства.

Foto: DELFI

"У нас на территории есть и красивые места, а не только жуть и узкие дворы. Сейчас мы поедем в Волери и на Кипсалу. Эти районы тоже входят в зону патрулирования", — сообщает нам один из полицейских.

Приезжаем на берег Даугавы в районе Волери: сильно шумит ветер, в реке сильно поднялась вода. На берегу стоят две машины с отдыхающими: разгул стихии их не особо страшит, они непринужденно болтают и делают "сэлфи" на фоне горящего яркими огнями порта в Вецмилгрависе.

Спокойно в ту ночь оказалось и на дамбе AB, и на Кипсале.

"Тут весело бывает в период выпускных, а так — спокойно. Если бы не та история с двумя убийствами зимой позапрошлого года. Наверное, знаете, как местный парень убил двух женщин за неделю. Вот мостик через протоку Зунда. Тихое место. Здесь он и поджидал свою первую жертву — католическую монахиню", — рассказывает работник РМП.


Foto: DELFI

На часах 3:35. "Может, уже по домам? По своему опыту могу сказать, что в такое время вызовов очень мало", — обращается к нам полицейский.
"Что ж, может быть вы и правы", — согласились мы. Не успели вызвать такси, как по рации поступает сообщение от диспетчера — это был новый вызов на ул. Уденс 12.

Меньше чем через 7 минут экипаж подъехал к дому. Мы нашли нужную квартиру и позвонили. Дверь нам открыла приятная и милая женщина.

"Здравствуйте. Мы не одни, с нами репортер. Можно войти?", — спрашивает сотрудник полиции.

"Да, конечно, проходите", — улыбаясь, ответила она.

В ходе разговора выяснилось, что из ангара рядом со зданием учебного заведения Riseba H2O 6 на ул. Дурбес регулярно по ночам доносится очень громкая музыка. Учитывая время года и необходимость проветривать квартиру, спать с открытыми окнами при таких обстоятельствах просто невозможно.

"Мы вас понимаем, но, к сожалению, вряд ли можем решить эту проблему. Есть процессуальные проблемы с измерением шума. Мы съездим к ним и постараемся поговорить, но обещать ничего не можем", — пояснил полицейский.

Оказалось, что женщина уже не раз обращалась в инстанции по поводу сложившейся проблемы, но никакого вразумительного и обнадеживающего ответа так и не получила. Судя по дому и ремонту, в эту квартиру она въехала не так давно. Можно представить, как досадно приобрести недвижимость там, где соседями оказывается шумное заведение, к которому по закону сложно предъявить претензии.

Foto: DELFI

Распрощавшись, мы поехали к ангару. Издалека уже было видно, как по улице, пошатываясь, слоняется молодежь. Оставив машину на стоянке, полицейские отправились искать организаторов. В свою очередь, нас попросили не отходить от машины из соображений безопасности: "Лучше вам остаться здесь. Никогда не знаешь, какие люди там могут оказаться".

Сказать, что музыка играла громко — это ничего не сказать. Басы были такими, что окна в верхних ярусах ангара ходили ходуном. "Да уж, не хотелось бы жить в этом районе" — промелькнуло в голове. Спустя несколько минут в патрульной машине раздался грохот. Первая мысль — может, на крышу из-за урагана упали ветки? Но нет. Посмотрев в окно, рядом с бусом были замечены три девушки и парень, который наносил удары по машине. Затем парень ушел, а троица осталась, чтобы сделать "сэлфи" на фоне полицейской машины. При большом желании, можно попробовать поискать эти фотографии в интернете — наверняка все уже выставлено.

Через минут 15 пришли полицейские и сказали: "С организаторами была проведена профилактическая беседа. Они обещали сделать музыку тише и закрыться через полчаса".

Видимо, не остается ничего делать, кроме как ждать и надеяться, что чиновники в какой-то момент выпустят эффективные правила, в рамках которых ночные заведения можно будет привлечь к ответственности за громкую музыку.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!