Foto: Reuters/Scanpix/LETA
В Европе многие политики крайне правого толка уже давно занимают высокие посты. Усиление влияния правых популистов в Австрии стало для ЕС почти заурядным событием, считает обозреватель немецкого издания Deutsche Welle Бернд Ригерт.

Хотя церемония присяги нового правительства консерваторов и правых популистов и сопровождалась уличными протестами в Вене, особого шока по поводу союза Австрийской народной партии (АНП) и Австрийской партии свободы (АПС) жители страны не испытали.

К "свободолюбивым" националистам в Альпийской республике уже привыкли. АПС является членом ряда региональных правительств, представлена во многих земельных парламентах и уже дважды входила в правительство на федеральном уровне, сообщает эксперт.

Ригерт напоминает, что в 2000 году АПС вошла в состав кабинета вместе с консервативной АНП. А в 1980 году Австрийской партии свободы даже удалось сформировать коалицию вместе с социал-демократами — правда, в то время АПС еще являлась партией национал-либерального толка. Сдвиг в сторону правого популизма в ней произошел лишь в 1990-х годах, когда ее возглавил националист Йорг Хайдер.

Чтобы сделать возможным нынешний союз ультраправых с консервативной Австрийской народной партией, честолюбивый председатель АНП Себастьян Курц кардинально реформировал партию, подогнал ее под себя и сдвинул на еще более правые позиции. Курц еще на раннем этапе возникновения миграционной проблемы инстинктивно почувствовал, что тема миграции должна стать центральной, и сделал ее своим коньком.

Таким образом ему удавалось держать АПС — третью по величине силу в Национальном совете (нижней палате австрийского парламента) — на коротком поводке и принудить ее лидера Хайнца-Кристиана Штрахе к осторожным шагам влево. Не будем забывать о том, что еще год назад АПС лидировала в опросах общественного мнения, делает вывод обозреватель DW.

Штрахе на коротком поводке

Задача 31-летнего Себастьяна Курца, который, вне всякого сомнения, придаст работе федеральной канцелярии новый импульс, теперь заключается в том, чтобы ограничить свободу ультраправой АПС и обрубить в ней самые опасные ростки радикального национализма. При этом в Австрии в любом случае будет ужесточено законодательство о предоставлении убежища и усложнен процесс рассмотрения соответствующих ходайств. Ожидается, что темпы миграции будут существенно снижены. Заметно усилится и критика в адрес ислама и прибывших в страну мусульман.

Это цена создания коалиции, которую охотно заплатил изворотливый Курц. В конце концов, именно он в бытность министром иностранных дел способствовал закрытию "балканского маршрута" для мигрантов в феврале 2016 года. В то время как канцлер ФРГ еще колебалась, он уже определял курс.

Впрочем, в данный момент Германия и Австрия достигли консенсуса и придерживаются приципа, которому следует и весь ЕС, а именно: Евросоюз должен закрыть свои внешние границы и по возможности решать проблему миграции в близлежащих транзитных странах. В этом отношении взаимовыгодному сотрудничеству между новоиспеченным австрийским канцлером Себастьяном Курцем и Ангелой Меркель, которая, вероятно, снова станет канцлером ФРГ, практически ничего не мешает.

Беспокойство западноевропейских стран и ЕС, впрочем, вызывает тот факт, что Австрия теперь может стать союзником упрямых стран Вышеградской четверки — Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. Вместе они могут разыграть националистическую карту и показать штаб-квартире ЕС в Брюсселе средний палец, предполагает эксперт DW.

По словам Ригерта, предложения президента Франции Эмманюэля Макрона и Еврокомиссии реформировать ЕС и углубить сотрудничество в рамках еврозоны не вызвало у членов австрийской правящей коалиции особого интереса. На их взгляд, ЕС должен меньше вмешиваться в политику суверенных государств, но в то же время действовать более эффективно.

При этом то, что Себастьян Курц и на посту канцлера, по сути, будет выполнять обязанности министра по европейским делам и самостоятельно решать все вопросы, связанные с ЕС, вселяет оптимизм. Ожидается, что Австрия будет пытаться наладить отношения с Россией.

В конце концов, АПС находится в тесном контакте с европейскими националистами, дружественно настроенными по отношению к Москве — особенно с французской партией "Национальный фронт" и немецкой "Альтернативой для Германии" (АдГ). В то же время стоит отметить, что Курц, до недавних пор занимавший пост министра иностранных дел, ранее выступал в защиту Украины и ее госсуверенитета. Будет ли он делать то же самое и в роли австрийского канцлера, покажет время.

В ЕС растет влияние правых популистов

Эксперт отмечает, что в остальной Европе не наблюдается особого возмущения — или тем более протестов — против роста влияния в Австрии правых сил. В 2000 году дела обстояли по-другому: тогда главы правительств стран-членов ЕС предприняли — правда, неудачную — попытку ввести в отношении Австрии санкции.

Такие различия в первую очередь можно объяснить тем, что спустя 17 лет жители многих стран Евросоюза считают совершенно нормальным то, что правые популисты получают абсолютное большинство голосов на выборах, как это произошло в Польше или Венгрии. Или же входят в правительства таких стран, как Греция, Словакия, Чехия, Бельгия, Болгария и Финляндия.

Во многих других странах правые популисты представлены в парламенте. В Великобритании их действия спровоцировали выход страны из ЕС. Во Франции их представителю — лидеру "Национального фронта" Марин Ле Пен — удалось выйти во второй тур президентских выборов. А в сентябре в их ряды вступила и последняя крупная страна ЕС — Германия, где партии евроскептиков АдГ удалось занять на парламентских выборах третье место и пройти в бундестаг.

В целом, однако, костяшки домино падают одна за другой. Это уже повлияло на политику ЕС в целом и будет иметь последствия и впредь. Следующей серьезной проверкой станет спор вокруг распределения беженцев и законодательства в сфере предоставления убежища. Кто переметнется на сторону стран Вышеградской четверки, которые не желают солидаризироваться с остальными? Быть может, Австрия?, задается вопросом Ригерт.

Новый вице-канцлер и глава АПС Хайнц-Кристиан Штрахе в любом случае не делает секрета из своих националистических убеждений. Он одобряет решение Великобритании покинуть ЕС и считает, что глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер должен уйти в отставку. При этом Штрахе намерен продолжить сотрудничество с "Национальным фронтом" в рамках фракции Европарламента.

Штрахе уступил Себастьяну Курцу лишь в одном — референдум о выходе Австрии из ЕС все же не состоится. В качестве компенсации АПС потребовала и добилась отмены запрета на курение в австрийских барах. Курение взамен отказа от членства в ЕС. Австрийские политики правопопулистского толка явно отличаются прагматизмом, делает вывод Бернд Ригерт, обозреватель DW.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!