На этой неделе в повестку дня правящей коалиции и правительства внесен вопрос об оптимизации управления еврофондами и снижении числа агентств. Но не менее важно и содержание процесса — кому, как и почему присваивать финансирование.

Журналистам "Kas notiek Latvijā?" (KNL) неоднократно приходилось выслушивать возражения предпринимателей против системы оценки проектов. Однако, похоже, пока мнения государства и бизнеса отличаются, и на компромисс рассчитывать не приходится.

До сих пор наибольшего внимания в СМИ удостоились два своеобразных проекта программы "Поддержка вкладов в развитие мелких коммерсантов на территориях, нуждающихся в особой поддержке". Речь идет о закупке профессиональной музыкальной техники в Индрской волости и диодовых мониторов в Шкельтовской волости. В середине июня Латвийское Агентство инвестиций и развития (LIAA) заявило, что расторгло эти договоры на основании предоставления неверной информации. Однако на самом деле спорно выглядит гораздо больше проектов.

Проекты отклоняют из-за нехватки информации

В рамках проекта "Разработка новых продуктов и технологий", который курирует LIAA, прошлой зимой был подан 291 проект, но 157 из них отклонили. В случае положительных ответов были выдвинуты дополнительные условия. Причина отказов не связана с нехваткой финансирования. Большая активность предпринимателей дала основания утроить изначальный объем финансирования (11 млн. латов). Основанием для отказов послужила недостаточно полная информация. В программе поддержки особых территорий в первом туре отклонили 125 из 274 проектов.

Предприниматель, пожелавший сохранить анонимность, чтобы "не стать популярным или вызвать гнев LIAA", считает, что критерии оценки слишком строги и бюрократичны, а некоторые — непонятно сформулированы. При этом проекты не оцениваются по существу.

"По-моему, не может быть так, чтобы половина предпринимателей были полными бездарями; не понимали, что они пишут; не могли прочитать правила Кабинета министров и написать проект", — считает бизнес-консультант Эдгар Зеберлиньш. Его компания Financias с 2004 года пишет проекты для еврофондов, и Зеберлиньш призывает разобраться, есть ли тут вина предпринимателей, или же в условиях экономического кризиса проекты отклоняют из-за мелких несоответствий, которые легко устранить.

"Если вы посмотрите заключения экспертов, то почти нигде не сказано, что проект плох. Ключевое слово — недостаточно информации", — признал в интервью KNL директор LIAA Андрис Озолс. Но не говорит ли это о несовершенстве системы отбора проектов? Тем более, что через "фильтр" были пропущены ставшие частью фольклора проекты о звукой и световой технике в латгальских волостях?

Предприниматели и LIAA за коммуникацию, министерства против

Обе стороны признают, что до принятия решения нужно расширить возможности коммуникации. Это позволило бы предотвратить ситуации, когда проекты отклоняют из-за нехватки информации, или когда автор проекта и оценщик по-разному интерпретируют требования или содержание заявления. В предыдущий период освоения фондов ЕС письменная коммуникация разрешалась, но теперь вместо этого можно утверждать проекты с выдвижением дополнительных условий. В Законе об управлении еврофондами сказано, что в поданный проект изменения вносить нельзя.

Что касается направления разработки новых продуктов и технологий, где все проекты утверждают с условиями, можно было бы радоваться, что есть возможность дополнять их текст. Однако возможности здесь весьма ограничены. Например, смету можно уточнить, если допущены арифметические ошибки, но другие вопросы решить невозможно. После подачи заявки, скажем, нельзя изменить оценку критериев качества. Вопросы вызывает и тот факт, что в заявлении предприниматель должен представить экономическое обоснование затрат, а в материалах LIAA сказано, что обоснование "по возможности проверяется на основе аналогичных предложений, доступных в интернете". Это дает оценщику достаточно широкие возможности интерпретации.

Анонимный предприниматель признает, что его проект был отклонен с оговоркой, что затраты недостаточно обоснованы. "Мы были готовы к дискуссии о необходимости и обоснованности любой из позиций", — подчеркнул он. Но сейчас такая дискуссия не законом не разрешена. По словам Зеберлиньша, с LIAA можно консультироваться, но, если позже оценщики интерпретируют конкретный пункт по-своему, отвечать за это никто не будет. Озолс это менять не собирается и уверяет, что LIAA может лишь объяснять свои процедуры, но не несет ответственности за качественную оценку. Он считает, что LIAA надо разрешить задавать вопросы и просить у заявителя разъяснений.

Однако непохоже, что дискуссии, вопросы и разъяснения будут разрешены. Когда KNL обратилась в Министерство экономики с вопросом, согласно ли оно на изменения, министерство лишь процитировало существующий порядок. В свою очередь, директор Департамента стратегий еврофондов Министерства финансов Александр Антонов отметил, что Минфин не видит смысла возвращаться к предыдущей системе коммуникации. Если проект предпринимателя не понятен, он может внести его во втором туре…

Перевод DELFI

Полная версия статьи на сайте KNL

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!