Foto: LETA

Почему 4-6 часов ждать полицейских после того, как тебя обокрали, это нормально? Правда ли, что заявления на русском языке полиция не принимает? Как не попасться на удочку мошенника и обезопасить велосипед? Справедливо ли политики жалуются на "очернение"? Откуда в Латвии появляется нелегальное оружие? Глава Госполиции Интс Кюзис пришел на радио LR-4, чтобы ответить на вопросы ведущей передачи "Действующие лица" Валентины Артеменко и журналиста портала Delfi Кристины Худенко.

"Мы живем в очень спокойной стране. В этом заслуга не только полиции, но и нашего менталитета — он очень хороший и безопасный", — считает Интс Кюзис. Если кто-то уверен в обратном и готов это доказать — тот может записаться на прием лично к главе Госполиции. Он доступен для посетителей раз в месяц.

Сам Кюзис уверен, что зачастую простая беседа может предотвратить готовящееся преступление: "Людям надо давать возможность высказаться. Взять тех же "бомберов", которые без конца вокзал "минируют". На самом деле, им просто не с кем поговорить". Ну а если кому-то разговоров недостаточно, как пошутил Кюзис, "наша полиция — нас бережет, сама не спит и нам не дает".

Про убийство администратора неплатежеспособности Бункуса. Читать здесь.

Про дефицит полицейских в Латвии. Население у нас уменьшается. У мужчины 18-40 лет есть еще много схожих вариантов, куда пойти — армия, служба безопасности, охранные фирмы. Кроме того, чтобы попасть в ряды полиции надо соответствовать нормам по трем категориям: здоровье, биография и физподготовка. Зачастую чего-то да не хватает. Если сказать шутливо: тот, кто умеет думать головой, тот медленно бегает, а кто быстро бегает, тот с головой не очень дружит. Все же у полицейского должно быть и то, и то. Не можем мы брать физически развитого, который… не за тем побежит.

Но желающих работать в полиции немало. В Полицейском колледже мы каждый год принимаем 150-160 будущих полицейских. В этом году на 130 мест будет не менее 500 претендентов. Корзина социальных гарантий в полиции достаточно привлекательна: бесплатное обучение, бесплатное медицинское обслуживание, пенсия по выслуге лет, страховка здоровья и жизни.

Про чистоту внутренних рядов полиции. Для меня очень важно отношение полицейских к работе и гражданам. Никогда не потерплю употребления алкоголя.

В прошлом году я принял решение уволить 22 человека, которые в свое свободное время сели за руль своего частного автомобиля и были пойманы на превышении нормы алкоголя в крови. Мы всегда реагируем на сообщения граждан о поведении наших сотрудников… В прошлом году самой вопиющим нарушением со стороны полицейских была кража бензина от служебных автомобилей. Задержали несколько человек.

Про то, почему полиция не рассматривает заявления на русском языке. Потому что есть Закон о госязыке. Но если человек придет и сообщит о совершенном или готовящемся преступлении на русском языке — мы его всегда примем и выслушаем. Если есть угроза жизни, здоровья и имущества — вопрос языка вторичен.

Про то, почему после кражи полицию надо ждать 4-6 часов. Пять лет назад мы создали систему приоритетов реагирования полиции. Все преступления делятся на категории A, B, C, D. В течение 20 минут, полицейские должны прибыть туда, где есть прямая угроза жизни и здоровью человека. Дальше идут случаи, когда тяжкое преступление уже совершено. И лишь затем имущественные преступления, которые составляют 65%.

Кражи не будут в приоритете, поэтому 4-6 часов — это нормально. Тут еще надо учитывать, где это произошло и какие преступления свершились в то же время рядом. Скажем, если совершено заказное убийство, а рядом — вызов на совершенную ночью кражу, вторым придется подождать. Для нас главное — жизнь и здоровье человека. Имущество тоже важно, но человек всегда в приоритете.

Про кражи велосипедов. Летом этот вид преступлений резко увеличивается. Тем более что в Риге с каждым годом велосипедов все больше. И мы тут никакие не особенные. Эта проблема — по всей Европе. Лидер — Голландия, конкретно, Амстердам — там велосипеды угоняют, глазом моргнуть не успеешь. Воруют в основном те, кому велосипед не нужен — нужны деньги. Зачастую этим занимаются наркоманы… Пять дет назад мы озаботились этой темой. В итоге в CSDD создана база, куда человек может добровольно внести данные своего велосипеда. Тогда, если что, его легче будет опознать и вернуть владельцу. Но обязательной регистрации нет.

Про детей без присмотра. Это еще один наш приоритет, который мы выдвинули два года назад. В нашей ежедневной работе мы видим, что творится с детьми. Где и в какой ситуации мы их обнаруживаем — трудно описать словами. Бытовое насилие в Латвии — одна из жутких проблем. И самую жирную точку в этой теме поставила прошлогодняя история с Ваней Берладиным. Увы, все инструкции для полиции пишутся на крови — учимся на ситуациях, когда промедление ведет к трагедиям. Увы, полиция в такие ситуации вмешивается, когда все запущено…

Про карманников-рецидивистов. Тут вопрос, за что людей арестовывают и за что судят. Мы часть Евросоюза. Для ЕСПЧ самое главное — жизнь и здоровье человека, а имущественные преступления — там сроки небольшие. Будем их ловить снова и снова. Это наше дело.

Про группы смерти "Синий кит" в Латвии. Если года полтора назад люди и вправду верили в существование "кита" и пытались доказать это нам, то теперь уже больше года, вообще, никаких сигналов. Убедительных доказательств, что вся эта история имеет отношение к Латвии, мы не нашли.

Про мошенничество фирмы Jūsu logi. История стара как мир: привлекательная цена, привлекательная реклама — человек попадается на крючок, делает предоплату, а исполнителей и след простыл. Похожее дело было по поводу крестьян — к ним приезжали "закупщики" сельхозпродукции, забирали товар и пропадали. То же с автотранспортом — люди все время хотят купить подешевле. А сегодня новое поле для мошенников — интернет, гигантский магазин, где в любой момент можно появиться и пропасть с деньгами. Надо быть очень внимательными, кому вы платите деньги и даете свои данные.

Про публичный секс на Центральной станции. Ну что тут говорить, хулиганство в чистом виде! Причем один — гражданин Латвии, а другой — Украины. Обоих задержали, составили протокол и оштрафовали. Ну и отпустили, а что с ними делать?!

Про "очерняющие кампании" против политиков. Мы уже готовы к тому, что как выборы начинаются, так к нам сразу начинают поступать заявления об "очерняющих кампаниях". Особенно много их было перед выборами в самоуправления. Мы проводим проверку, но в основном — нет состава преступления. Почему? Потому что, если ты депутат — ты общественная персона, в отношении которой вопрос чести и достоинства ставится по-другому. К примеру, про меня вы можете говорить и писать в Delfi, что угодно. А если все то же самое высказать и написать против вас — можете смело подавать заявление в полицию. Вы частное лицо — ваша частная жизнь неприкосновенна. А депутаты… они хотят и депутатами оставаться, и чтобы с ними, как с частными лицами, нежно обращались — так не бывает.

Про 274 процесса о незаконном обороте огнестрельного оружия и боеприпасов. Слава богу, что мы не изымаем новые виды оружия и взрывчатки. Через Латвию прошло несколько мировых войн, от которых под землей осталось много взрывчатки и оружия — многочисленные "черные копатели" до них добираются. Большая часть процессов — именно по найденному оружию.

Про пожар на полигоне Адажи. На каждый такой пожар мы получаем документ от спасателей, что произошло. Сперва надо понять, есть ли там состав преступления и злой умысел или это непрофессионализм, или стихия.

Про пожар в здании Госполиции на Стабу. Следствие продолжается. Никаких оснований предполагать злой умысел пока нет.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!