Только за деньги теперь лечат в центре геронтологии бывших узников нацизма. А должны бесплатно.

В центре геронтологии, действующем при столичной клинике "Бикерниеки" (бывшая железнодорожная больница), бывших узников нацизма бесплатно больше не лечат. Эта уникальная клиника была создана в нашей стране более десяти лет назад на деньги, выделенные правительством ФРГ в качестве компенсации жертвам национал-социалистического режима. В заключенном с Латвией договоре немцы де-юре закрепили за лечащимися в этой больнице жертвами нацистской неволи статус льготников. Латвия в одностороннем порядке решила нарушить это соглашение. "Во всем кризис виноват", — говорят у нас.

- На недавно прошедшей в Саласпилсе акции "Память" ко мне обратились двое мужчин, которые в свое время пострадали от национал-социалистического режима, — рассказывает "Часу" лидер организации бывших малолетних узников нацизма, проживающих в Латвии, Елена Георгиевна Грибун. — На их просьбу пройти курс реабилитации в геронтологическом отделении в "Бикерниеки" там заявили, что бесплатное лечение им больше не положено, и предложили уплатить за пребывание в центре по общему тарифу, установленному в Рижской Восточной университетской клинике, то есть по 24 лата за день пребывания.

Поучив такое известие, "Час" отправился в геронтологическое отделение больницы "Бикерниеки". Оно пустовало: охотников укреплять здоровье по аховым расценкам было мало. В палате № 8 корреспонденту все же удалось найти одну из бывших узниц нацизма.

Рижанка Ольга Вишневская рассказала:

- Нахожусь здесь неделю. Здоровье так расшаталось, что хочешь не хочешь, а пришлось попросить помощи у медиков. Два дня даже в реанимации провела. После того как врачи более-менее привели меня в чувство, узнала, что за пребывание здесь надо платить огромные деньги. А моя пенсия всего 169 латов. Вся она и уйдет на то, чтобы оплатить пребывание в больнице. А как жить? Живу-то я в социальном доме на ул. Лубанас одна. Вот спешу выписаться не долечившись, чтобы счет больше не увеличивался. Завтра соберу вещички…

В концлагерь Саласпилс Ольга попала в шесть лет — сюда нацисты привезли ее из Пскова. Из концлагеря ее угнали в германское рабство.
В "Бикерниеки" она раньше не лечилась. Но от других бывших узников нацизма она слышала много добрых слов об этом высокопрофессиональном и сплоченном коллективе медиков, специализирующихся на лечении болезней, характерных для людей преклонного возраста. Они-то и уверили ее в том, что ей как бывшей малолетней узнице Саласпилса лечение здесь не будет стоить ни сантима. На поверку все оказалось иначе…

Директор клиники "Бикерниеки" Зигмунд Ковальчук выложил передо мной цифры, которые говорили сами за себя:

- Согласно договору, заключенного между Латвией и Германией, узники нацизма раз в два года могли проходить у нас 17-дневный реабилитационный курс. День их нахождения в клинике обходился казне в 44 лата. Пациент же не платит ни сантима. В прошлом году этим правом бесплатно поправить здоровье воспользовались 172 жертвы национал-социалистического режима. В частности, в декабре было 13 человек, на их лечение ушло 8246 латов. Нынче нам бюджет обрезали и на все полугодие выделили лишь 9 тысяч латов. Эти деньги бережем для для особых случаев, когда неоказание помощи может привести к непоправимым последствиям.

"Час" попросил показать договор, заключенный между Латвией и Германией. Но у Зигмунда Ковальчука его при себе не оказалось. Не нашлось договора и у главы всего больничного холдинга под названием Рижская Восточная университетская клиника. А как же в таком случае осуществляется контроль за его соблюдением?

- Мы работаем в рамках выделенного нам финансирования, — жестко отрезал Виестур Бока. — А все остальное, в том числе и международный договор, его строгое выполнение лирика…
Но ведь несоблюдение такого соглашения может обернуться для Латвии международным скандалом.

- Международный скандал нам не грозит, — уверенно сказала "Часу" министр здравоохранения Байба Розентале. — Договор выполняется. Статус льготников для бывших узников был установлен на несколько первых лет. В дальнейшем мы всего лишь не могли менять профиль геронтологического отделения. И этой договоренности мы строго придерживаемся.
Достать текст соглашения, чтобы удостовериться в справедливости слов министра, оказалось делом непростым. Пресс-центр министерства здравоохранения пять дней тянул волынку, ссылаясь на то, что документ в архиве и найти его не так-то просто, и прислал договор лишь после очередного напоминания.

Официально он называется "Соглашение правительства Латвийской Республики и правительства Федеративной Республики Германии о компенсациях правительства Федеративной Республики Германии пострадавшим от национал-социалистического режима в Латвии".

Подписали договор 27 августа 1998 года с германской стороны федеральный министр иностранных дел Ханс-Фридрих фон Плетц, а с латвийской — тогдашний посол Латвии в Германии Андрис Тейкманис.

В приложении к договору подробно обосновывается, почему два миллиона немецких марок (таким был взнос ФРГ), выделенных "из лучших гуманных намерений", лучше всего использовать для создания на конкурсной основе геронтологического отделения.

Я долго пыталась найти в договоре временные ограничения, о которых говорила Розентале. Но так и не нашла. Выходит, бывшие узники нацизма и сегодня имеют право на бесплатное лечение. Вместе с ним этим правом должны обладать политрепрессированные, чернобыльцы, лица, имеющие статус малоимущего лица…

Осуществлять надзор за выполнением соглашения должен лечебный департамент министерства здравоохранения (есть и такой параграф в тексте), но поскольку бывших узников сегодня лечат за деньги, получается, что мышей-то департамент не ловит.

Кстати, в "Бикерниеки" мы застали малоимущую пенсионерку Инну Балоде, живущую в социальном дома на ул. Унияс. Ей, согласно все тому же международному договору, также полагается бесплатное лечение. Она была несказанно благодарна специалистам клиники: обращалась во многие лечебные учреждения, но только здешние специалисты смогли установить, что у нее с ногами. И все было бы хорошо, если бы не огромный счет…

- Тороплюсь выписаться. Подписала с клиникой соглашение, что буду погашать долг частями… — тяжело вздохнула Балоде на прощанье.

Вероятно, единственное, на что сегодня остается надеяться бывшим узникам нацизма, а также малоимущим, чернобыльцам и политрепрессированным, так это на то, что данная публикация не пройдет мимо германской дипмиссии в Латвии, а затем и должностных лиц правительства ФРГ. И они таки заставят вторую сторону выполнять условия договора.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !