Foto: stock.xchng

"Если ты надумаешь от меня уйти, пожалеешь, что вообще появилась на свет. И давай сюда свою зарплату", — вспоминает пережитые события Герта (имя изменено). За 10 лет брака она пострадала от экономического и физического насилия со стороны своего мужа.

"Зачастую, должно пройти какое-то время, чтобы женщина поняла, что такое насилие. Манипулировать деньгами, угрожать выставить из дома — это классическое экономическое насилие, о котором в последнее время приходится говорить все чаще и чаще", — пояснил порталу Delfi юрист кризисного центра для женщин Marta Юрис Дилба.

На сегодняшний день в Сейм поданы поправки к Гражданскому закону, согласно которым экономическое насилие приравнивается к физическому, сексуальному и эмоциональному.

Ужин в долг

Герта — женщина бальзаковского возраста, интеллигентная, с хорошим образованием, работает в одном из муниципальных учреждений в провинции. Однако и эта так называемая "жизненная укомплектованность" не может уберечь ее от насилия со стороны мужа. "С самого начала в день зарплаты я должна была отдавать ему всю сумму. А потом, унижаясь, я должна выпрашивать у него деньги на хозяйственные нужды, о небольших тратах мне всегда необходимо предоставлять ему самый подробный отчет. Расходы он каждый день аккуратно заносит в толстую тетрадь", — признает Герта.

Вскоре после свадьбы и рождения ребенка женщина поняла, что ситуация не является нормальной, однако в ту пору она оказалась не готова к переменам. 

"Потом я перестала ему отдавать всю зарплату, однако продолжала всю свою зарплату тратить на семейные нужды. Если за пару дней до зарплаты деньги заканчивались, то одалживала их у мужа. Он давал мне их с неохотой, ел ужин, который я ему готовила из одолженных у него же денег, а потом мне напоминал, чтобы я отдала ему долг как можно скорей", — вспоминает женщина.

Экономическое насилие — это любая деятельность, направленная на подчинение своей жертвы с помощью давления и использования финансовой ситуации. Например, когда экономический насильник скрывает свои доходы, отбирает их у своей жертвы, пытается не допустить, чтобы женщина могла самостоятельно зарабатывать, выдает деньги по частям, заставляя унижаться. Подобные типы не позволяют женщине развиваться, получать образование, ограничивают контакты с друзьями и родственниками.

Как свидетельствуют данные центра Marta, проблема экономического насилия стала особенно актуальной в кризисный и посткризисный период, поскольку женщинам стало сложнее сохранять финансовую независимость. Кроме того, многие потеряли работу, многим урезали зарплаты. Сколько всего латвийских женщин пострадали за это время от подобного вида насилия, никто точно не считал, однако специалисты отмечают, что жертвами экономического насилия становятся и мужчины.

Вместо заботы — насилие

"Экономическое насилие редко встречается в чистом виде, обычно в одной семье переплетаются сразу несколько видов насилия", — говорит Дилба. Тяжелее всего приходится женщинам, живущим с мужчинами в гражданском браке, поскольку существующее законодательство не позволяет их защитить.

В официальном браке женщина еще может надеяться на приговор суда или же претендовать на часть имущества.

"Пример Герты — яркое проявление экономического насилия", — считает специалист кризисного центра Skalbes Инесе Рука. Мужчина, контролируя доходы и расходы своей жены, по сути, демонстрирует свою власть и тотальный контроль над ее жизнью.

"Изначально такие насильники могут маскировать желание контролировать жизнь своих жен под опеку и заботу. Встречаются женщины, которых такая "забота" действительно трогает. То есть сначала кажется, что мужчина готов взять на себя ответственность за все семейные денежные дела, оплату счетов и прочего, однако позже оказывается, что он пытается контролировать супругу, оказывать на нее давление и манипулировать", — говорит психолог.

Ситуация обычно обостряется в тех случаях, когда женщина заявляет о своей готовности развестись. И тогда насильники подобного вида начинают давить на самое главное — материнский инстинкт: они обещают не только лишить женщину жилья, денег и вещей, но и отобрать детей. В итоге, женщина поддается на манипуляции и остается под одной крышей с мучителем ради детей.

Истратим твое, а потом каждый свое

Специалисты утверждают, что все чаще приходится иметь дело с такой ситуацией в семье, когда муж не отбирает у жены всю зарплату, а женщина вынуждена сама платить по всем счетам. Мужчина же в подобных союзах все деньги тратит исключительно на свои нужды.

"Женщина не может себе ничего позволить, поскольку все до копейки отдает семье. Если же она решится и что-то себе купит, то муж обязательно ее упрекнет и начнет терроризировать", — говорит Рука.

Классическая ситуация — когда мужчина считает, что все расходы на детей должны осуществляться из кармана жены. "Однажды пошел в детсад, чтобы забрать малыша, и воспитательница его попросила заплатить за фотографии. Он ей ответил, что не собирается давать ни копейки, потому что это обязанность жены, поскольку та получает пособие на ребенка. Он полагает, что за то небольшое пособие мне надо платить за все, что касается детей", — рассказывает Герта.

"Отношения, основанные на насилии, очень тяжело разорвать. Экономическое насилие — это термин, который нужно раскрывать шире", — считает руководитель центра Skalbes.

Такого же мнения придерживается и юрист Дилба: "Экономическое насилие как вид насилия был включен в конвенцию Евросовета о предотвращении насилия против женщин и насилия в семье лишь в мае прошлого года. Сейчас идет работа над включение этого термина в латвийское законодательство".

Юрист пояснил, что он также занимается разработкой поправок к Гражданскому закону и очень надеется, что Сейм примет их уже в нынешнем году, существенно облегчив жизнь латвийским женщинам.

…А Герта, которая много лет страдала от страха и зависимости от мужа-тирана, наконец нашла в себе силы и недавно развелась. Правда, никто уже не сможет вернуть ей те годы, которая она провела в страданиях и унижениях…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!