Foto: F64
Абсолютное большинство латвийцев, проживающих за границей (78%) уверены, что правительство Латвии не интересует их судьба, 59% эмигрантов никогда не слышали о государственном плане реэмиграции, а 30% уехавших точно знают, что никогда не вернутся в Латвию на постоянное место жительства. Тем не менее, нельзя считать эмигрантов полностью потерянными для страны.

Таковы выводы крупнейшего исследования латвийских эмигрантов, проведенного специалистами Института философии и социологии Латвийского университета (ЛУ). Среди руководителей проекта — доктор социологии ЛУ Инта Миериня и профессор ЛУ Михаил Хазан.

В исследовании приняли участие 14 068 латвийцев, постоянно проживающих в 118 странах мира. Респонденты отвечали на вопросы, связанные с причинами переезда из Латвии, возможным возвращением, удовлетворенности самыми разными аспектами жизни в эмиграции, занятости и образовании, коммуникации с коренными жителями страны проживания.

Поводом для столь масштабного исследования стала весьма плачевная демографическая ситуация в Латвии. По последним официальным данным Министерства иностранных дел ЛР, 370 000 латвийцев проживают за пределами страны, 220 000 из которых эмигрировали за последние десять лет.

Почему уезжают и не хотят возвращаться?

Согласно результатам исследования, нельзя сказать, что уехавшие больше не принадлежат своей стране — наоборот, они максимально идентифицируют себя с Латвией, однако не видят экономических и/или бытовых положительных изменений, которые могли бы стать решающими для возвращения в Латвию.

Большинство уехавших главной причиной отъезда называют невозможность свести концы с концами в Латвии. Также среди причин — желание профессионально развиваться и не стоять не месте и невозможность справиться с кредитными обязательствами.

Возвращаться не хотят примерно по тем же причинам — в Латвии нет возможности найти достойно оплачиваемую работу (такую причину назвали 73% респондентов), нет социальной поддержки (71%) или жизнь на рубежом уже "стабилизировалась", нет возможности профессионального роста (63%), разочарование Латвийским государством в целом (57%).

Чем занимаются латвийские эмигранты?

Согласно результатам исследования, более 60% экс-латвийцев в эмиграции являются наемными работниками. Около 7% — самозанятые лица или руководители бизнеса, около 10% за границей учатся или проходят практику, примерно 5% находятся в поисках работы; около 10% — воспитывают детей дома, а остальные — экономически неактивны.

На какую зарплату они готовы в Латвии?

Так как основная причина массового отъезда латвийцев все же экономическая, авторы поинтересовались у респондентов, какая зарплата в Латвии могла бы заставить их вернуться. Около трети опрошенных назвали сумму ниже 1 000 евро "на руки", примерно половину респондентов устроила бы сумма в 1 000 евро, а три четверти эмигрантов вернулись бы в Латвии при условии, что смогли бы зарабатывать 1 500 евро в месяц "чистыми".

Утечка мозгов - реальность

"В результатах исследования меня больше всего удивило то, что большинство уехавших (46%) окончили вузы и имеют высшее образование", — заявил профессор ЛУ Михаил Хазан. Исследователь также считает, что никакой план реэмиграции, созданный правительством Латвии, не сможет заставить уехавших вернуться. "Да, если эмигранты сами решат вернуться, то план реэмиграции, возможно, где-то поможет. Но дело в том, что они не хотят возвращаться", — отметил Хазан. Около 75% эмигрантов, уехавших из Латвии в 2000-2014 году, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью, чем это было на родине. Хуже, чем в Латвии, чувствуют себя только около 5% опрошенных.

Хазан также отметил, что люди не спешат обратно в Латвию, так как на родине им не хватает социальной защищенности — такой ответ исследователи слышали часто. "Пожив за границей какое-то время, латвийцы перестали постоянно быть неуверенными. Они знают, что если вдруг временно потеряют работу — государство даст возможность прожить; если родится ребенок — тоже достойно поддержит. В Латвии такой социальной защищенности нет", — добавил Михаил Хазан.

Не все потеряно

Несмотря на то, что, согласно исследованию ЛУ, 59% опрошенных никогда не слышали о Государственном плане реэмиграции, а 30% респондентов абсолютно уверены, что никогда не вернутся на родину (40% ответили, что возможно вернутся на пенсии), для Латвии еще не все потеряно — часть эмигрантов все же можно вернуть.

Такие выводы можно сделать после внимательно изучения данных — большинство эмигрантов интересуются латвийскими новостями, читают латвийские порталы и книги на латышском языке, дома разговаривают также на латышском или русском языке.

Более того, некоторых эмигрантов с Латвией связывают не только социальные вопросы и эмоции, но и экономические обязательства. В частности, 4% уехавших имеют работу в Латвии, а 2% — бизнес. У 40% эмигрантов в Латвии есть недвижимость, а у 8% — невыплаченный кредит.

Более склонны к тому, чтобы в течение пяти лет вернуться в Латвию, молодые люди; латыши; занятые в строительстве и сельском хозяйстве; живущие в Ирландии. В свою очередь, чаще всего не хотят возвращаться: латвийские русскоязычные и неграждане; люди с высшим образованием, живущие с партнером нелатвийцем; живущие в Германии, прожившие за пределами Латвии более двух лет.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!