Бывший министр интеграции, один из лидеров оппозиционного "Нового времени" Айнарс Латковскис пришел на пленарное заседание Сейма с ярким значком на лацкане пиджака. На значке написано: "Абрене — наше. Калвитис — кангарс". Депутат был возмущен тем, что коалиция так рьяно лоббирует продвижение законопроекта, уполномочивающего правительство подписать договор о границе, и высказал предположение, что министр иностранных дел что-то не понимает.
- А чем, собственно, вам не нравится этот законопроект? "Новое время" ведь тоже считает подписание договора о границе важным делом…

- Проблема в том, что сложившаяся ситуация противоречит Конституции Латвии. Калвитис предлагает Латвии отдать часть своей территории России и мы ничего не просим взамен.

"Новое время" не говорит о том, что территорию Абрене нужно вернуть Латвии сейчас или завтра. Но если мы поддержим проект Калвитиса, мы не сможем претендовать на компенсацию со стороны России. Напомню, что Япония начала говорить с Советским Союзом о Курильских островах еще в 1973 году, и тогда никто не думал и даже предположить не мог, что Советский Союз разрушится. Но это произошло. Тем не менее тема Курильских островов обсуждается и сегодня — и можно быть уверенным, что Япония еще будет говорить с Россией на эту тему. Это не означает, что Япония решит проблему сейчас — процесс может растянуться надолго. То же самое происходит и в Латвии. Посмотрите, что может случиться, если тот вариант, который продвигает Калвитис, будет принят: через пять-десять лет, когда Эстония будет подписывать договор и получит не территорию, а компенсацию за нее, мы будем спрашивать: где же были наши политики? Почему мы ничего не получили? Латвия проиграет. Определенно.

- То есть территория Абрене вас не интересует?

- Наша точка зрения не совпадает с точкой зрения ТБ/ДННЛ, поскольку мы, повторюсь, не говорим о возврате территории в короткие сроки. Мы говорим о том, что решение должно быть юридически четким. Поэтому мы настаиваем на том, что должен быть референдум по этому поводу.

- Вы серьезно рассчитываете, что Россия согласится выплатить Латвии компенсацию за Абрене?

- Мы говорим о том, что у нас есть возможность в перспективе получить компенсацию от России. Но только тогда, когда она станет демократической страной.

- Какие меры вы планируете предпринять, чтобы остановить продвижение законопроекта?

- Между первым и вторым чтением мы внесем свои поправки в этот закон. Мы убеждены, что в работе над этим документом надо учитывать Мирный договор 1920 года. Но без мнения нашего народа нам не обойтись. Мы должны использовать все юридические способы, чтобы не допустить этого — начиная с обращения в Конституционный суд и заканчивая референдумом.

- А что мы будем делать с Абрене, если Россия эту территорию нам отдаст?

- Приведу пример. Те, у кого есть автомобиль, меня поймут. Если у вас украли машину и разбили ее, вы не будете брать ее обратно, в этом случае вы рассчитываете на компенсацию.

- А если Россия предложит вернуть именно территорию, без всяких компенсаций?

- Такие прецеденты были. Не так давно Россия отдала три острова на Амуре Китаю. Если Россия отдаст нам Абрене и увезет оттуда свое население, то это станет одной из возможностей решения проблемы.

- А чисто экономически Латвия способна взвалить на себя еще и Абрене? Мы ведь и Латгалию не можем поставить на ноги, этот регион даже получил название депрессивного. - Наша экономика способна выдержать такую нагрузку. Это только два процента территории, а земля очень дорогая. Сейчас есть хороший шанс заключить эту сделку.

В советское время говорили, что Латвия никогда не станет независимой страной, так как у нас нет полезных ископаемых, нефти и так далее. Сейчас эти слова повторяют наши руководители Годманис и Пабрикс. То же самое в 80-е годы говорили и преподаватели Пабрикса в университете, мол, без России никуда. Но ситуация изменилась. Но в голове главы МИДа не уместилась эта информация.

Не надо думать, что Россия никогда не будет готова отдать Абрене. Китай тоже так не думал, а получил свои острова. Но вот Япония так думает, поэтому никуда не спешит с Курилами. Все может быть. Мы не выступаем против России, просто нам некуда спешить. Мы получим когда-нибудь компенсацию от этой страны, я уверен.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!