Foto: Фото предоставлено организацией «Чаша мира».
У входа в Дом космонавтов в Звездном городке, построенного с участием Юрия Гагарина, открыли памятный знак в честь самого любимого в околоземном пространстве поэта - Владимира Высоцкого. Инициатор акции - руководитель общественной организации "Чаша мира" рижанин Юрий Кайда.

"Высоцкий был членом нашего экипажа!" - сообщил на открытии барельефа космонавт-рижанин Анатолий Соловьев. И пояснил аллегорию: оказывается, именно с песен Владимира Семеновича для многих космонавтов начинается выход в открытое пространство. Слова коллеги подтвердили и присутствовавшие на мероприятии посол Чехии в России, он же народный космонавт Чехии Владимир Ремек и глава Звездного городка, Герой России, летчик-космонавт Валерий Токарев.

Поэт и космос

Высоцкий был знаком и дружил со многими космонавтами. В том числе, с Юрием Гагариным. Но в Звездном городке ни разу не был. Зато не раз выступал перед космическим сообществом в Королеве, а также давал концерт в 5 км от Звездного городка - в ДК офицеров возле Чкаловского аэродрома.

Песня Высоцкого "Я первый смерил жизнь обратным счетом" считается образцом понимания того, что происходит на душе космонавта. Но самая любимая композиция покорителей околоземного пространства - песня из кинофильма "Вертикаль".

Вечером, после официального мероприятия, организованного Центром подготовки космонавтов им. Гагарина, отдать дань памяти Поэту к знаку пришли и недавно спустившиеся с небес на землю члены экипажа международной космической станции МКС 41/42: командир экипажа астронавт NASA Барри Уилмор, первая российская женщина-космонавт Елена Серова (третья, если считать советские времена) и космонавт Александр Самокутяев, которые провели на небе 169 суток. С собой на орбиту Самокутяев брал гитару и исполнял песни Высоцкого.

Юрий Кайда вручил всем почетным участникам мероприятия выпущенную в Латвии персональную марку, посвященную знаменательному событию. В том числе - три экземпляра для тех, кто остался на МКС. Все космонавты приняли участие в лепке нового миротворческого барельефа.

Высоцкий - по всему миру

Как рассказал Delfi инициатор акции, открытие барельефа в Звездном городке - очередной этап международного проекта "Высоцкий во времени и пространстве", в рамках которого в знаковых местах, связанных с жизнью и творчеством поэта, будут установлены памятные знаки.

Медальоны и барельефы появятся по всему свету - в США, Италии, Франции, Мексике, Белоруссии, Украине, России и, возможно, в Израиле, где Высоцкий не был, но там его очень любят. Марафон завершится к 80-летию поэта - 25 января 2018 года.

В центре всех медальонов изображен астероид VLADVYSOTSKIJ - эту малую планету N2374 в 1974 году открыла выдающийся астроном Людмила Журавлева. По просьбе Юрия Кайды, ученая собственноручно вылепила макет планеты, который и лег в основу медальона. А по его периметру идут автографы космонавтов, которые общались с поэтом и переправляли песни Высоцкого в космос.

25 января в день 77-летия Высоцкого бронзовый барельеф-медальон был открыт и в Дзинтари, на территории SPA-отеля Pegasa Pils, где раньше был санаторий им. Фабрициуса, в котором некогда отдыхал музыкант.