Foto: PantherMedia/Scanpix
Министерство юстиции хочет разрешить судебным исполнителям заниматься взиманием коммерческих долгов, сообщает передача Nekā personīgā телеканала TV3. Против этой инициативы выступают БПБК и Министерство экономики.

Передача отмечает, что сегодня с должниками, которые не платят по быстрому кредиту или не оплачивают счет за телефон, "работают" частные компании-коллекторы типа Creditreform Latvijā или Gelvor. Судебные исполнители до сих пор могли действовать от имени суда, например, по судебному решению арестовывать банковские счета должника или отчуждать его имущество,

Если инициатива Министерства юстиции будет одобрена, то судебные исполнители получат право взимать долги самостоятельно. Согласно действующему латвийскому законодательству, они приравниваются к государственным должностным лицам. Судебные исполнители имеют право входить в помещения, принадлежащие должнику; вызывать полицию, если должник сопротивляется; запрашивать любую информацию (в том числе личные данные) из государственных и муниципальных регистров. Всех этих прав у частных коллекторов нет.

Изменения в законе о судебных исполнителях были предложены еще в прошлом году, однако Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией затормозило их продвижение. Теперь министр юстиции Дзинтарс Расначс (Национальное объединение) снова подал проект на рассмотрение Юридической комиссии Сейма, которой руководит его однопартиец Гайдис Берзиньш.

"У судебных исполнителей хорошее лобби в виде их профессиональной организации. Они очень активно лоббируют интересы своих членов, и, видимо, со временем у них возникло хорошее сотрудничество с Министерством юстиции. И вот результат. Минюст должен был бы занимать более нейтральную позицию и смотреть на этот вопрос с двух сторон, как со стороны кредиторов, так и со стороны должников", - заявила передаче заместитель начальника БПБК Илзе Юрча.

В прошлом году сумма взимаемых внесудебным путем долгов в Латвии достигла почти 167 млн. евро. Два года назад в стране было введено лицензирование компаний-коллекторов, и их количество сразу сократилось наполовину, до 28. Введены ограничения на работу по взиманию долгов: например, коллекторам запрещено беспокоить должника, например, на рабочем месте или по праздникам дома. С каждого должника коллекторы имеют право взимать за свою работу 17 евро.

Во время кризиса у судебных исполнителей было много работы, отмечает передача. Проценты от продажи отчужденной недвижимости позволяли некоторым из них зарабатывать около миллиона латов в год. Сейчас ситуация изменилась, но 113 судебных исполнителей по-прежнему неплохо зарабатывают. Один их них, оказавшийся в центре внимания в связи с выселением должника из дома на бульваре Узварас на этой неделе Андрис Слаздс, в прошлом году заработал 256 265 евро. Еще 200 384 евро ему удалось накопить, сообщает передача.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!