Foto: DELFI
Писатель Андрей Константинов больше известен читателям как автор нашумевшей книги "Бандитский Петербург" и создатель крупного информационного холдинга "Агентство журналистских расследований" (АЖУР). Но немногие знают, что Константинов — выпускник отделения арабистики Ленинградского государственного университета. В свое время он работал военным переводчиком в Ливии и Йемене, и ситуацию в этом регионе знает не понаслышке.

Именно поэтому мы построили нашу беседу из двух частей: сначала поговорили об "арабской весне", а потом о расследованиях и громких делах, которыми приходилось и приходится заниматься сотрудникам "АЖУРа".

"Братья-мусульмане" или умеренный ислам?

- Андрей, в конце 80-х — начале 90-х годов вы служили военным переводчиком в ряде арабских стран, включая Ливию и Йемен, и знаете ситуацию в этом регионе изнутри. Какую оценку вы можете дать событиям, которые разворачиваются сейчас в Джамахирии?

- То, что происходит там сейчас, я , разумеется, уже знаю понаслышке, потому что вернулся из того региона на родину 20 лет назад. За это время многое изменилось… Но одно я могу сказать определенно: Запад поступил слишком странно, выбрав предложенную Николя Саркози модель какого-то жесткого силового давления на Муаммара Каддафи. Мне абсолютно непонятны мотивы. Обычно в первую очередь припоминают, что Каддафи тиран и диктатор.. Дело в том, что в этом регионе иные формы правления практически обречены на поражение. На Ближнем и Среднем Востоке не работает западная модель демократии…

- Это происходит из-за менталитета?

- Ну, это не просто менталитет. Ислам это лишь во вторую очередь религия, а в первую — жизненный уклад и традиции. Но западные христиане этого не понимают и не обладают достаточной грамотностью в этом вопросе. Да, безусловно, Каддафи — диктатор. Но он мягкий диктатор. Он намного мягче Саддама. Каддафи подавлял различного рода антиправительственные выступления еще в тот период, когда я там служил. Например, очень жестоко было подавлено восстание "Братьев-мусульман".

- Правильно ли поступает Запад, делая ставку на "Братьев-мусульман" в этой войне?

- Не уверен, что, если "Братья-мусульмане" придут в Ливии к власти, Западу это сильно понравится. Это очевидная вещь. Странно, что Запад вступил в переговоры с этим бенгазийским сбродом, а его по-другому назвать и нельзя. Это не единая организация или партия, это самый настоящий сброд, где, как говорится, каждой твари по паре. В этой группировке огромное количество достаточно радикальных исламистов, при том, что сам Каддафи продвигал и защищал очень умеренный светский ислам, который намного больше подходит представлениям и взглядам западной цивилизации на некую проблему сосуществования религий. В конце концов, среди "Братьев-мусульман" есть и те, кто откровенно называет себя представителями "Аль-Каиды".

- Бытует мнение, что помощь Запада повстанцам — это помощь ливийскому народу…

- Сейчас уже понятно: прошло столько месяцев, но даже несмотря на ожесточенные бомбардировки западных сил, у Каддафи остается много сторонников, которые достаточно успешно проводят наземные операции.

Безусловно, если б не помощь Запада, уничтожение повстанцев для Каддафи — это вопрос всего нескольких дней. Но подпитка со стороны Альянса осуществляется не только ударами с воздуха, но и деньгами. Вот они говорят: "Мы будем помогать ливийскому народу! Мы передадим ему деньги!" Слушайте, а кто же тогда остался в Триполи? Не ливийский народ? Это что, сплошь наемники и разные уроды? Поймите правильно, я не защищаю Каддафи. Да, он своеобразный человек, который слишком много лет провел у власти, который вызывает раздражение… Но неправильна сама постановка вопроса.

Материал подготовлен при помощи международного медиа-клуба Format A3

- Как вы считаете, какова же тогда цель Запада в Ливии? Чего добивается Альянс?

- В свое время западные силы уже вошли в Ирак. Был там плохой Саддам Хуссейн: людей убивал, газом травил и т.д. Хорошо, повесили Саддама. И что? Стало действительно лучше? Запад устраивает результат? Саддам был единственным, кто обладал способностью держать всю эту сволочь в кулаке. Но что сделал Запад? Дал оружие курдам. Хочется спросить: вы вообще были в уме? Дать оружие курдам, это все равно, что керосин в огонь подливать.

Плюс в Ираке сделали ставку на шиитов. Опять же хочется спросить: а кто-нибудь рассказывал вам, друзья, что шииты не признают никакой светской власти? Любая светская власть для них порочна. В том числе своя. Вы – Запад - для них шайтаны.

Что происходит с Ираком сегодня? Страна разделена на три части, кровь, не переставая, льется рекой, нет никаких госинститутов, потому что полиция и армия только разновидности банд, которые по-настоящему не могут контролировать страну. Если у Запада был план добиться именного этого, тогда вопросов нет. Но если нет, может быть, стоило сделать выводы на будущее и не повторять ошибок.

- Получается, что Запад сам себя загоняет в тупик...

- Сейчас в Ливии торжествуют бенгазийские упыри. Но там всегда было противостояние между Триполи и Бенгази, даже чисто племенное.

Ливия - удивительная страна, с красивейшим побережьем. Какие там Тунис или Египет? Это даже нельзя сравнивать. Я всегда мечтал вернуться туда. К сожалению, побережье Ливии никогда не было полностью разминировано еще со времен Роммеля (немецкий генерал-фельдмаршал (1942) и командующий войсками Оси в Северной Африке). На это всегда не хватало денег. Сейчас процесс разминирования снова отброшен назад...

Тупик ли там? Да, безусловно тупик. Конечно, при желании и усилении давления Запада страну можно наводнить группами глубинной разведки, которые будут там интенсивно работать и смогут добраться и до Каддафи, и до его родственников. Но только толку от этого никакого, и мир там не наступит...

Надо взвешенно подходить к этому вопросу. Бесспорно, Каддафи – диктатор. Но давайте посмотрим на соседний с ним Судан. В стране десятки тысяч уничтоженных жителей, глава страны официально признан виновным в геноциде своего народа, но я что-то не вижу западных бомбардировок Судана. Где операции?

Что же касается количества жертв в Ливии со стороны опоозиции, то все это вранье о десятках тысяч убитых. Это разговор для дилетантов, которые не знают, что такое война. Каковы же возможные потери? Нужны ожесточенные бои в условиях города, этакий ливийский Сталинград, чтобы речь шла о десятках тысяч погибших. В Мисурате такого не было и быть не могло, особенно с учетом характера того вооружения, которое там применялось. Не нужно повторять смешные байки на манер Голливуда. Сколько там реально могло погибнуть? Тысяча человек, ну полторы. Все остальное – сказки.

Но полторы тысячи погибших при всем моем уважении к погибшим – это не геноцид. Особенно по сравнению с тем же соседним Суданом.

- Выходит, что во всех этих событиях нет никакой логики?

- Есть вопросы, не представляющие особого труда. Это что-то вроде задачек на уровне студентов 2-3-го курсов восточного факультета: это и вхождение в Ирак или Афганистан, и вторжение в Ливию и т.д. Любому прилежному студенту понятны последствия подобных действий. Но такое ощущение, что на Западе либо мало востоковедов, либо бытуют дикие представления об этом регионе.

Взять хотя бы тот же Афганистан. Хорошо, оставили там марионеточное правительство. Все это хорошо, но, если при этом такое правительство ничего не контролирует, в чем его смысл? Мне непонятен тогда смысл самих действий в Афганистане. Хочется спросить у Запада: какова ваша агентура в этой стране, сколько раз вас обманули старейшины? Что вы там делаете и что вы можете действительно там делать? Надо трезво оценивать свои силы. И при необходимости действовать методами генерала Ермолова на Кавказе. Иначе все это будет продолжаться до бесконечности...

Если вернуться к Ливии... Все эти безназемные операции – впустую, можно летать там еще несколько месяцев, но толку от этого никакого. Вы думаете, почему Запад не проводит там наземную операцию? Потому что ООН не дало на эту санкции? Нет. Потому что в случае наземной операции начнут убивать. Запад не готов вести боевые действия, связанные с потерей личного состава, никто не хочет задарма помирать. С беспилотниками-то оно проще, а в условиях наземной операции придется погибать. Это, фактически, партизанская война на больших территориях. И все мы знаем, чем обычно заканчиваются подобные войны...

Продолжение следует

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!