Foto: AP/Scanpix
Гамбиец Джалло Абдул, который в 16-летнем возрасте добрался до Латвии в надежде попасть в футбольную школу, незадолго до достижения совершеннолетия продлили разрешение пребывание в стране еще на пять лет, чтобы африканец мог продолжить получение образования, пишет газета Diena.

Недавно Джалло Абдул отметил свое 18-летие. Свой день рождения он ожидал с волнением: с этого возраста начинало действовать распоряжение о его высылке за пределы Латвии.

Опекунша юноши Эстере Земите последние месяцы тоже пребывала в волнении в связи с опасением по поводу неясного юридического статуса Джалло — африканский юноша ранее попросил Управление по делам Гражданства и миграции (УДГМ) предоставить ему статус беженца или альтернативный статус. Однако, поскольку в Гамбии нет военного положения, юноше в просьбе было отказано. В УДГМ считали, что он прибыл в Латвию по экономическим мотивам

УГДМ выдало ему ВНЖ на основании того, что Джалло учится в восьмом классе. Этого удалось добиться благодаря приемной семье и юристам-добровольцам, которые добивались, чтобы гамбиец остался в Латвии. Изначально предписано выслать Джалло из Латвии, но впоследствии распоряжение заморозили до совершеннолетия гамбийца, то есть до марта нынешнего года.

Опекунша Джалло последние несколько месяцев вместе с юристами интенсивно искала возможность официально удержать юношу в Латвии и после достижения им совершеннолетия. Вариантов было мало, и все же один из них сработал — за пару дней до 18-летия Джалло удалось получить разрешение не высылать его из страны на основании того, что выходец из Гамбии посещает местную школу. Для этого директору школы требовалось послать юноше официальный вызов. Директор сначала не хотел брать на себя такую ответственность, но после неоднократных переговоров все же согласился.

Юрист африканца Иляна Тайване полагает, что это "хороший вариант", но отмечает, что школе не следовало бы брать на себя ответственность за не приведенное в порядок правовое регулирование в Латвии. А опекунша гамбийца полагает, что "пять лет — это много". Она уже решила не останавливаться и бороться за то, чтобы и после этого срока Джалло мог бы проживать в Латвии.

Как отмечает Diena, случай Джалло Абдула является первым в Латвии, когда иностранец без статуса постоянного пребывания в Латвии нашел себе семью. К такому прецеденту власти оказались не готовы, и из-за недостатков в системе правового регулирования опекуны подростка из Гамбии никакой поддержки не получили.

Первоначально в Министерстве благосостояния указали, что бессильны в этой ситуации и посоветовали семье обратиться за помощью в "Латвийский Красный Крест", но позже был разработан проект распоряжения с предписанием выдать Эстере Земите на "содержание ребенка и за выполнение опекунских обязанностей" сумму в размере 565 евро за период времени с 23 ноября 2016 года (когда женщина официально стала опекуном) до 20 марта 2017 года. Деньги пока не выплачены: проект распоряжения отослан для согласования смежным министерствам, а затем его рассмотрит правительство.

Как сообщили в Минблаге, готовятся изменения в законе, чтобы в будущем оказывать поддержку опекунам, которые взялись за заботу о людях, имеющих временный статус пребывания в Латвии.

Кроме того, требуется дополнительно разъяснить ряд неясных вопросов, связанных с опекунством над парнем из Гамбии. Так, в Кабмине опекуну объяснили, что возможно получить возмещение за расходы, связанные с предоставленной медицинской помощи Джалло, тогда как Национальная служба здоровья такую возможность запрещает.

А сам Джалло Абдула рад предоставленной возможности остаться в Латвии и хвалит свою новую семью. Гамбиец говорит, что его благодарность не знает границ. В планах у юноши — окончить школу в Латвии, найти работу и улучшить владение латышским языком. В будущем он хочет выучиться на журналиста.

"Я чувствую себя хорошо. У меня есть семья, счастье и согласие. Если бы у всех в мире была семья, то мир бы был хорошим местом", — сказал Джалло, который уже освоил латышский язык.

Джалло появился в Латвии в возрасте 16 лет. Молодой человек прибыл в Латвию два года назад, чтобы играть в футбольном клубе Metta/Latvijas Universitāte. Команда отказалась от услуг Джалло, поскольку его уровень оказался недостаточным.

Джалло не захотел покидать Латвию, но пропал из поля зрения клуба. С тех пор он смог найти приемную семью и стал учиться в школе. Юный гамбиец утверждает, что его мать пропала без вести, а отчима он боится. С прошлого года опекунством Джалло в Латвии официально занимается Земите.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!