Foto: AFP/Scanpix
Согласно данным социологических опросов, значительная часть населения Латвии сочувствует населению восточных регионов Украины и в той или иной степени поддерживает действия ополченцев. Поддержка может выражаться как в сборе гуманитарной или финансовой помощи, так и в прямом участии в военных действиях.

Портал Delfi поговорил с латвийцами, которые поддерживают ЛНР и ДНР, и выяснил, что именно они делают, как объясняют свои действия, и как на это реагируют латвийские власти.

Foto: НДО "Балтия"

В январе 2015 года сотрудники Полиции Безопасности провели обыски в офисе и по месту жительства лидеров "Народного Общественного Движения "Балтия" (зарегистрирована в регистре предприятий ЛР как "GVD Baltia"). Один из лидеров организации Станислав Букайн заявил порталу Delfi, что НОД "Балтия" занимается сбором гуманитарной помощи исключительно для мирных жителей Донбасса и Луганска: "Нам сложно понять, какое отношение теплая одежда, пожертвованная неравнодушными жителями Латвии, медицинские и гигиенические товары, крупа, макароны, шоколадки и консервы имеют отношение к терроризму, в котором нас пытаются обвинить. По моему мнению терроризм — это захват заложников в школе Беслана".

"Обыски в нашем офисе, в наших квартирах и в домах наших родственников проводились на основании уголовного процесса, начатого по серьезным статьям о призыве к терроризму и вербовке лица для совершения теракта. В деле фигурируют три парня из Лудзы, которые на сегодняшний день участвуют в боевых действиях на стороне Луганской Народной Республики (Валентин Милютин, Вячеслав Высоцкий, Григорий Косниковский — Delfi). Но мы не имеем к ним никакого отношения: мы их не знаем, ни разу не виделись и никогда не общались. Как судья мог утвердить на основании этого санкцию на обыск — непонятно."

В ходе обыска звучали даже такие намеки: если ничего не найдем по этим статьям, можем найти и другие. Вполне в духе известной фразы: "был бы человек, а статья найдется".

"Это не просто уголовный процесс, это — акция устрашения", — заявил другой представитель НОД "Балтия", пожелавший остаться неизвестным.

"Собранный в Латвии гуманитарный груз с помощью наших друзей из Таллина — организации "Добросвет" — мы отправляем через Эстонию в маленькие населенные пункты в окрестностях Луганска и Донецка, куда редко доходит гуманитарная помощь от Российской Федерации, — заявил Букайн. — В грузе из Латвии не могло быть ничего такого, из-за чего нас можно было бы привлечь к ответственности. Эстонские ответственные службы досконально его проверили. Если учитывать тот факт, что эстонские власти поддерживают ту же официальную позицию, что и Латвия, вряд ли они бы пропустили какие-то запрещенные вещи к вывозу". Всего, по словам активистов, в сборе пожертвований приняли участие более 600 жителей Латвии, а объем гуманитарного груза составил около трех микроавтобусов.

Представители НОД "Балтия" отметили, что собранная ими помощь поступает в тот район, где сейчас не идут бои. "Там нет ни ополченцев, ни украинской армии. Это обычные, испуганные войной, мирные жители, которые мерзнут этой зимой без отопления и вынуждены голодать. Это те самые люди, о которых Порошенко сказал, что они будут сидеть в подвалах, не получать пенсию, их дети не будут ходить в школы и детские сады".

Букайн отметил, что НОД "Балтия" на территории Латвии преследуются властями с первых дней существования: "Давление и прессинг со стороны спецслужб мы ощутили на себе летом 2014 года. Теперь мы столкнулись с реальными проблемами: многие из тех, кто приносил помощь, теперь бояться это делать, чтобы их также не привлекли к делу о терроризме. Никто не хочет, чтобы к ним в дом пришли с обысками. Сложности в бизнесе возникли и у наших активистов, так как ПБ изъяла, например, не только личные компьютеры и носители информации, но и множество рабочих, в том числе тех, что принадлежат третьим лицам и не имеют никакой связи с нами".

При этом Станислав подчеркнул, что рядовые сотрудники Полиции безопасности, проводившие обыск, в целом вели себя корректно. Было видно, что они, выполняя приказ своего начальства, испытывают определенный дискомфорт.

"Нам пытаются внушить, что, собирая помощь, мы вбиваем клин между жителями Латвии, настраивая друг против друга общины. Мы с этим категорически не согласны. Если бывшие и действующие депутаты позволяют себе с трибун говорить вопиющие вещи, при этом избегая любой ответственности, то в чем заключается наша так называемая "подрывная деятельность"? Раньше мы полагали, что Латвия — демократическое государство. Пускай Латвия на официальном уровне поддерживает в этой ситуации Украину. Например, Конгресс украинцев Латвии, который открыто демонстрирует, как они отправляют на Украину армейские берцы, камуфляж, бинокли. Они поддерживают войну и к тому же пишут на нас заявления в Полицию безопасности, хотя мы собираем обычную гречку, макароны, одеяла.

Наша деятельность — это возможность показать всему миру, что есть и другое мнение, что наши волонтеры готовы помочь и второй стороне конфликта. Для чего нам это нужно? Чтобы показать человеческое лицо Латвии. Нам больно смотреть на происходящее. Мы не хотели публичности и рекламы. Мы хотели и хотим поддерживать мирных жителей, истерзанных войной. Мы не считаем, что, отправляя людям еду и теплые вещи, совершаем что-то плохое, что может нанести вред народу Латвии или Латвийской государственности", — заявили в разговоре с Delfi активисты НОД "Балтия".

Уроженец Лудзы Валентин Милютин — один из как минимум троих жителей Латвии, участвующих в боевых действиях на востоке Украины. Портал Delfi связался с ним при помощи социальных сетей. По словам Милютина, решение отправиться на войну добровольцем не было спонтанным. "Решил ехать я еще в мае после одесских событий. Потом был обстрел луганской областной администрации, и я окончательно понял, что с новыми властями на Украине договариваться уже не имеет смысла. На Донбасс я отправился в июле 2014 года. Мой отъезд затянулся из-за того, что перед ним я отправился в путешествие на машине по Европе. Решил, что если мне суждено погибнуть на Донбассе, надо перед этим хоть мир повидать", — пишет Милютин.


В Луганске нацбол из Латвии попал в подразделение, которое занималось охраной объекта. В его задачи входило стоять на посту и проверять входящих. "В то время наше расположение невзлюбили почему-то диверсионные группы минометчиков, и каждый день по нам били минометы. Иногда вокруг расположения выпадало в форме осадков более пятидесяти мин. Поэтому одной из наших задач в то время было выявление этих диверсионных групп. Мы ставили "секреты" в городе и вычисляли места, с которых ведется огонь. Позже передавали эти данные в штаб для организации засад и, насколько мне было известно, как минимум две группы были уничтожены, но уже не нами", — пишет Милютин.

Затем латвиец попал в разведку, а чуть позже — в роту специального назначения "Мангуст", где он стал заместителем командира взвода и командиром БМП. "Иногда кажется, что буду здесь до конца, но порой стресс накапливается, и хочется в любой момент все бросить и уехать. Когда я уезжал на войну, я рассказал об этом из родных только жене и брату. Они не были против. Мать с отцом узнали об этом гораздо позже из новостей. Мать очень сильно переживает и поддерживает меня, жена с недавнего времени сама перебралась в Луганск".


Милютин планирует рано или поздно вернуться в Латвию. "Уголовное дело не стоит выеденного яйца, но ситуация вокруг Донбасса настолько неопределенная, что возвращаться сейчас было бы слишком преждевременно. Не хочется пока проверять на себе крепость аргументов обвиняющей стороны", — заявил он.

Foto: LETA

Известный латвийский политический активист Владимир Линдерман также является фигурантом уголовного процесса по статье 88.3 Уголовного закона Латвии (вербовка лиц для совершения терактов). 14 ноября на квартире у Линдермана был проведен санкционированный обыск. "Об уголовном процессе, в рамках которого я прохожу в статусе процессуального лица, я узнал в ноябре прошлого года, когда в мою съемную квартиру с обыском нагрянула Полиция безопасности.

Мне сказали, что я подозреваюсь в призывах к терроризму, а также вербовке лиц, которые могут совершить террористические акты. Это произошло после того, как на своей странице в сети Facebook я переопубликовал видеоролики наших нацболов из Лудзы. На видео Валентин, Вячеслав и Григорий призывали "планировать свой отпуск на курортах Донбасса". Сюжеты были размещены на сайте "Интербригады", где можно найти информацию о ситуации на территории Донецкой и Луганской Народных Республик", — заявил Delfi Линдерман.

По словам Линдермана, у него "как обычно" забрали все электронные носители информации, а также камуфляжные штаны и берцы. "Моя реальная помощь ДНР и ЛНР заключается, скорее, в моральной поддержке. Я знаю наших латвийцев, уехавших туда помогать попавшим в трудное положение жителям. Например, хирург Сергей Матасов. Это честный и принципиальный человек, который, рискуя своей жизнью, спасает чужие. Конечно, ему требуются медикаменты. Каким-то образом я могу привлечь людей, способных материально поддержать его миссию в ДНР. В этом нет ничего преступного".

Линдерман также полагает, что цель действий ПБ заключается, скорее всего, в прессинге и запугивании, и не имеет прямого эффекта. "Мы видим, что на европейском уровне ДНР и ЛНР не признаются террористическими организациями. В авангарде лоббирования этой идеи идут страны Балтии и Польша. Раз уж не получается на общеевропейском уровне, то в Латвии решено действовать локально. Преследование ребят из "ГВД Балтия" — это вообще абсурд в квадрате. Люди просто собирают помощь для жителей ДНР и ЛНР, пытаются спасти от голода стариков, женщин и детей, не успевших или не пожелавших покинуть зону вооруженного конфликта. Какое отношение консервы или крупа могут иметь к терроризму?!" — заявил Линдерман.

Foto: LETA

Председатель товарищества "Русская Заря" Евгений Осипов также давно находится в поле зрения латвийских спецслужб. В разговоре с Delfi он заявил, что по сравнению с теми, кто "с оружием в руках защищают свою землю от нацистов", его роль — "третьего плана". Он неоднократно собирался отправиться в Донбасс, но решил пока остаться в Латвии.

Если говорить лично обо мне, то по сравнению с ребятами, что с оружием в руках защищают свою землю от нацистов, моя роль, к сожалению, третьего плана. Не скрою, неоднократно собирался отправиться на Донбасс, не покидает это желание и сегодня. Но вполне уместные аргументы моего товарища Иллариона Гирса, и понимание того, что моим родным и близким, детям латвийская власть создаст невыносимые условия для жизни, меня пока еще удерживают от похода, после которого я не смогу вернуться в Латвию.

"Вместе со своими товарищами я 20 лет рыл "окоп" на линии обороны Русского мира, и покидать его сейчас, когда каждый должен находиться на своей позиции, неправильно. Это сегодня, а завтра конфигурация фронта может измениться, — отметил Осипов. — По мере возможности мы помогаем нашим братьям в Новороссии. На днях "Русская Заря" запустила акцию "Я — Донбасс!", цель которой, активизировать максимальное число людей для моральной и финансовой поддержки жителей Новороссии. Для этого, в социальных сетях, откликнувшиеся на наш призыв люди, размещают фото или видео с табличкой "Я — Донбасс!", перечисляют средства на один из благотворительных счетов, и передают эстафету трем свои друзьям". По словам Осипова, акция набирает обороты. "Я уверен, что дело это хорошее, и оно принесет ощутимую пользу людям", — отметил он.

Полиция безопасности пока не проявляла интереса к Осипову в связи с ситуацией на Украине. "Я не очень понимаю, что их может озаботить в нашей деятельности по поддержке Новороссии. Хотя мы точно знаем, что ими ведется разработка. Но меня и моего товарища Иллариона Гирса, с которым у нас на двоих пять политически мотивированных уголовных дел, сложно напугать очередным наездом. Тем более мы изначально в неравных условиях — они за зарплату, мы за идею", — подводит итог Осипов.

Foto: DELFI

Несколько лет об одном из самых известных крайне левых латвийских политических активистов Бенесе Айо ничего не было слышно. Однако события на Украине в буквальном смысле вернули его в строй: первая информация о его участии в ополчении появилась еще тогда, когда Крым был украинским. После этого Бенес Айо участвовал в политических акциях в Донецке, был выдворен в Латвию, на него было заведено уголовное дело, однако в январе он объявился в Луганской народной республике. Порталу Delfi Бенес Айо сообщил, что записался добровольцем в армию ЛНР по линии "Интербригад", созданных партией "Другая Россия".

"Вместе со своими товарищами из Новороссии, России, Украины, Латвии, Франции, Великобритании, Греции, Бразилии, Польши, Испании, Италии, Сербии и т.д. я выполняю свой интернациональный долг перед трудящимися Донбасса. (..) Мы, "другороссы" хотим, чтобы после военной победы в ДНР и ЛНР был бы построен социализм, что позволит быстро восстановить разрушенные бандеровской агрессией страны, создать эффективное коллективное сельское хозяйство и промышленность и обеспечить процветание трудящихся. На Донбассе с апреля происходит народно-освободительная борьба. Эту форму борьбы четко охарактеризовал Владимир Ленин".

Бенес Айо заявил, что на данный момент он служит в мотострелковой бригаде в районе Первомайска. "Мы обстреливаем вражеские позиции и взламываем линию обороны. Украинская армия постоянно нарушает перемирие и бьет по мирным регионам ЛНР (..). Мы защищаем свою Родину от фашистов, которые незаконно узурпировали власть в феврале, совершив насильственный переворот. Когда мы изъявили желание отделиться от фашистской Украины, они начали кровавую агрессию против Донбасса".

"Когда мы очистим Новороссию от войск фашистской хунты, я вернусь в Латвию и буду защищать свое честное имя в суде по сфабрикованным против меня уголовным делам, а также продолжать свою политическую деятельность — борьбу с этнократическим режимом и за социально справедливое устройство общественной системы", — заявил Бенес Айо. Он также отметил, что выбраться из Латвии на Украину ему помогли финские коммунисты.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!