Foto: Shutterstock

В Латвии зарегистрировано почти 2,5 тысячи организаций со "Статусом общественного блага", 800 их них — благотворительные фонды. Для маленькой страны это кажется слишком большой цифрой, поэтому невольно возникает вопрос: может, благотворительность превратилась в некий бизнес? Что нужно знать о работе таких организаций, сколько они тратят и получают, как обезопасить себя от мошенников? Портал Calis.lv изучил эту тему, а Delfi перевел и адаптировал текст.

Большинство латвийцев свою доброту, сострадание и щедрость привыкли выражать тогда, когда их об этом просят. Статьи о попавшей в беду многодетной семье, тяжелобольных детях, нуждающихся в срочном лечении за границей, или бездомных животных — все это не раз всплывало на новостных порталах и в социальных сетях. Как правило, в подобных ситуациях спешат на помощь благотворительные организации, которые берут инициативу в свои руки и начинают рассылать призывы с просьбой жертвовать деньги.

Латвия — маленькая страна, в которой многие любят помогать

Латвия, по сравнению с другими Европейскими странами, очень маленькая, однако число благотворительных организаций измеряется в сотнях. Обычно, они стараются получить "Статус общественного блага", чтобы жертвователи могли претендовать на налоговую льготу. Как порталу рассказала председатель Комиссии общественного блага Дайна Робежниеце, в Латвии на данный момент такой статус имеют 2 454 общественные организации, и примерно треть из них составляют именно те, что занимаются благотворительностью.

Организации с таким статусом находятся под надзором Службы государственных доходов (СГД), несмотря на то, что их деятельность ежегодно оценивает и Комиссия общественного блага. Эта комиссия раз в месяц также проводит собрания, на которых рассматриваются заявления общественных организаций, желающих получить статус. Но по правде говоря, проверка происходит из чистой формальности, поскольку ресурсы комиссии не могут себе позволить большего. Усиленное внимание и углубленный анализ деятельности какой-либо организации происходит только в тех случаях, когда получены конкретные жалобы. Жалобы могут касаться как обоснованности расходования денежный средств, так и других возможных нарушений. В зависимости от содержания жалобы, эту организацию в дальнейшем изучает СГД или члены комиссии.

Да, бывают случаи, когда отнимается особый статус, например, за неуплаченные налоги или необоснованное расходование денег. Но тогда, в зависимости от вида нарушения и момента, когда оно ликвидировано, у организации имеется возможность через полгода или год вновь просить о статусе.

Закон предусматривает, что организациям с особым статусом 75% средств необходимо тратить на обеспечение общественного блага, тогда как 25% от израсходованной суммы пожертвований можно тратить на административные расходы (зарплаты, оплата аренды офисов и т.д.). Но, как отмечает Робежниеце, многим с трудом удается соблюдать это требование.

Также Робежниеце косвенно поясняет, что из-за нехватки ресурсов контроль организаций ограничивается лишь проверкой документов, которую проводит СГД и комиссия, за исключением тех случаев, когда имеются признаки преступных действий или получены жалобы.

Хорошо и нуждающимся, и жертвователям

Деятельность и стиль каждой благотворительной организации могут отличаться. Одни работают на принципах волонтерства, не получая вознаграждения за проделанную работу, другие выплачивают зарплаты сотрудникам и часть пожертвований расходуют на административные нужды. Конечно, все это происходит в рамках, допустимых законом, поясняют представители организаций.

Нужно помнить, что если средства перечисляются не на банковский счет частного лица, а на счет какой-либо организации, то каждый жертвователь по закону имеет право получить информацию об использованных средствах. Как заявила порталу Cālis.lv руководитель фонда Ziedot.lv Рута Диманта, чтобы получить такого рода информацию, не нужно заключать договор между организацией и жертвователем, будь он юридическим или частным лицом, можно просто обратиться с просьбой предоставить отчеты.

"В нашей стране почти никто не хочет жертвовать, если от этого не получит выгоду", — считает Дайна Робежниеце, председатель Комиссии бщественного блага. — "Поэтому имеется система налоговых льгот, которые могут получать и компании, и частные лица, если пожертвуют деньги".

Какую выгоду можно получить от пожертвований

1) Юридическим лицам, имеющим право использовать льготы, установленные в законе о подоходном налоге с предприятия — резидентам и постоянным представительствам — налог могут уменьшить на 85% от суммы пожертвования, но общая налоговая льгота не может превышать 20% от общей суммы налога.

2) Частным лицам, имеющим право использовать льготы, установленные в законе о подоходном налоге с населения — уменьшение облагаемого дохода не может превышать 20% от полученного облагаемого дохода.

Рута Диманта поясняет, что юридическим лицам выгоднее всего жертвовать до 3% от прибыли. Если жертвуется больше, то сумма льгот остается на уровне 3% от прибыли предприятия.

Если вы являетесь физическим лицом и хотите вернуть часть денег, то средства нужно перечислять на счет благотворительной организации, поскольку налоговые льготы не начисляются, если пожертвования отправляются на частный счет. К тому же есть еще один нюанс — если сумма пожертвований, отправленных на частный счет, превышает 1 425 евро, то получателю нужно заплатить налог на подарок.

Техника безопасности: как не дать себя обмануть

Если вы видите просьбу о помощи, и у вас появляются сомнения, то Рута Диманта советует обратить внимание на следующие вещи:

- В призыве должна быть указана конкретная клиника, в которую планируют отправить пациента. Нельзя просто поехать на лечение в Германию, Швейцарию или Францию — должно быть названо определенное медицинское учреждение.

- Должна быть указана конкретная сумма на лечение или реабилитацию. Если в призыве указана "круглая" сумма, то, скорее всего, "в этом деле может быть что-то подозрительное", рассказывает Рута Диманта. Клиники обычно составляют смету, и общая сумма никогда не бывает "круглой".

- Стоит обратить внимание на то, указано ли в призыве, по какой именно причине необходима поддержка и помощь общества. Например: эти услуги не оплачивает государство, или оплачивает, но частично, или у родителей нет достаточного доверия местным специалистам, и зарубежной клинике они доверяют больше. Конечно, родители могут захотеть лечить ребенка в другой стране, но такой выбор обязательно должен быть указан в призыве.

- Должна быть ссылка на сайт благотворительной организации, где потенциальный жертвователь может просмотреть результаты ее деятельности, статистику и отчеты о предыдущих акциях.

- В просьбе о помощи должно быть указано, на какие цели пойдут пожертвования, а также такая информация, как, например: поедет ли с пациентом в клинику сопровождающий, насколько большие ресурсы понадобятся на эту цель, сколько необходимо средств конкретно на оплату медицинских услуг.

- Если жертвователь перечисляет деньги на частный счет, то ничего другого не остается, кроме как верить указанной в призыве информации. Это своего рода риск, в том числе в тех случаях, когда остаются лишние средства. Также нет никаких гарантий того, достигнут ли пожертвования своей цели.

В подобных случаях организация Ziedot.lv действует следующим образом: средства, которые не были потрачены на первоначальную цель, перенаправляются на другие нужды или по просьбе жертвователя возвращаются. С частными лицами все иначе. Рута Диманта отмечает, что Ziedot.lv, как и Фонд детской больницы, начиная какую-либо кампанию по сбору пожертвований, всегда проверяет всю документацию — установленный диагноз, возможности лечения, поэтому доверие гарантировано. Также эти две организации не перечисляют средства на личный счет третьим лицам. Из пожертвованных средств оплачиваются лишь счета, связанные с пациентом. Жертвователи в любой момент могут запросить информацию об использованных суммах.

"Еще один нюанс, который следует знать жертвователям. Самый выгоднный вариант для человека, которому нужна помощь — это перечисление на банковский счет, а не звонок на номер для пожертвований. В Латвии такие номера обслуживает Lattelecom, который за каждый звонок, стоимостью 1,42 евро, берет свою долю — 12,1%. Это означает, что от одного звонка нуждающийся получает не всю сумму. К тому же, пожертвованные с помощью звонка средства приходят на счет благотворительной организации лишь через два, а то и три месяца. Это связано с техническими и административными процедурами. Однако у Ziedot.lv имеется резервный фонд — в случае срочной необходимости, деньги берутся именно из него, пока не придут средства, собранные благодаря звонкам. Еще один момент — на банковский счет можно жертвовать разные суммы, а не стандартные 1,42 евро.

Статистика: сколько организации тратят и получают

Конечно, чем больше организация, тем внушительнее и объем полученных пожертвований. Посмотрим на официальные отчеты нескольких благотворительных организаций за 2014 год (за 2015 год данных пока нет, появятся лишь через пару месяцев — Прим.ред.).

У Фонда детской больницы общая сумма полученных пожертвований составила 1,08 млн. евро, из них израсходовано 642 541 евро, а на административные нужды ушло 21 741 евро. Как указывает руководитель фонда Лиене Дамбиня, нормативные акты позволяют организациям, у которых имеется "Статус общественного блага", на административные нужды использовать до 25% от истраченной суммы общих пожертвований.

Пожертвования делятся на целевые, которые в 100% объеме идут на цель (например, лечение конкретного ребенка или акция), и общие. Фонд детской больницы на административные нужны за 2014 год потратил неполные 3% — в их числе зарплаты и налоги двух сотрудников фонда (правление и руководитель фонда работают без вознаграждения), оплата аренды помещений в Детской больнице, услуги бухгалтера, телекоммуникационные услуги и канцелярские товары.

Как свидетельствует база данных Lursoft, фонд Ziedot.lv за 2014 год привлек 4,1 млн. евро, осуществив 71 благотворительный проект. В их числе: оплата медицинских и реабилитационных услуг, оказание помощи семьям, попавшим в кризисную ситуацию, обеспечение бесплатных услуг нянечек для служебных семей, в которых растут дети-инвалиды, а также расходы на решение социальных проблем. За 2014 год фонд потратил 3,3 млн. евро. На содержание работников ушло 200 807 евро, и 323 249 евро фонда "зависли" в Krājbanka.

Организация Labdaris.lv, которую многие неофициально называют "скользкой", за 2014 год собрала 189 959 евро, из которых на общественное благо было потрачено 68 941 евро, а на административные расходы — 3 784 евро.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!