Foto: LETA
Единственное, что можно сделать для предотвращения сепаратизма — создать приличное государство, в котором всем бы хотелось жить. Об этом заявил порталу Delfi польско-российский политолог Якуб Корейба, соавтор представленной в Риге книги "Разные лица "мягкой власти": Балтийские страны и восточные партнеры между Россией и ЕС".

Главной темой организованной Латвийским институтом внешней политики дискуссии стали метаморфозы "мягкой власти" Кремля в связи с событиями на Украине. По мнению приглашенных из Польши, Украины, Эстонии и Латвии экспертов и депутата Сейма ("Единство") Лолиты Чигане, влияние России становится все более агрессивным и жестким, а чтобы противостоять ему, надо мобилизовать всю мощь НАТО и Евросоюза.

Совсем иную точку зрения высказал приглашенный российский эскперт Якуб Корейба, который считает противостояние "мягкой" и "твердой" властей опасной и предлагает более трезво взглянуть на вещи.

- Большинство авторов книги утверждают, что "мягкая власть" Кремля обрела звериный оскал и надо мобилизоваться на противостояние…

- Увы, у России есть определенный имидж в мире. Плохой. Он существовал всегда — и во времена Российской империи, и Советского Cоюза. В странах Балтии всегда были и будут люди, которые плохо относятся к России, что бы она не делала. Для них Россия всегда будет оккупантом, агрессором, которого надо бояться. И такие люди воспринимают "мягкую власть" России как часть ее попыток подчинить себе весь мир.

На мой взгляд, "мягкая власть" России — это квинтэссенция богатой русской культуры, которая может предложить много хороших и привлекательных вещей. Нет причин отказываться от этого богатого наследия. Другой вопрос — политическое использование этого культурно-лингвистического влияния. Судя по всем экономическим показателям, в России назревает глубокий экономический кризис, который вызывает дестабилизацию общества. Люди не знают, на что будут жить завтра. В такие моменты активизируются популисты, которые для отвлечения внимания от внутренних проблем ищут внешнего врага. И Латвия зачастую выступает таким "врагом", которого можно показать русскому человеку и сказать: это фашисты, они во всем виноваты.

Задача Латвии — не дать себя поставить на позицию врага. Посмотреть на соседство с Россией, как шанс развивать нечто конструктивное и новое — в экономике, культуре, обмене студентами. Будучи гражданином Латвии, я бы делал все, чтобы открываться для России. Ведь источник всех проблем — то, что мы живем насаждаемыми политиками стереотипами, которые сложились по итогам нашей совместной истории, но не знаем современных россиян.

- У многих жителей Латвии есть опасения, что открывшись для России в любой сфере, мы создадим лазейку и для "русских танков"…

- А зачем России оккупировать Латвию? Это нелогично и бессмысленно с любой точки зрения. Если и надо чего-то бояться, то собственных слабостей. Того, что население утекает из страны, что экономическая обстановка неблагоприятна — закрываются заводы, вымирает торговля. Ведь если даже теоретически представить себе вход в Латвию российских танков, никто бы их не подержал, если бы люди тут жили хорошо.

На Рождество я ездил в Польшу через Латвию. Пересекал Латгалию, которая оставила очень печальное впечатление: пустынная и бедная территория. Все созданное Советским Союзом утрачено, а все, что люди ожидали от развитой Европы, не реализовано. Люди чувствуют, что рекламируемые политиками демократия, прогресс и экономическое развитие ничего им не дают. Они брошены своей страной, Европой без всяких перспектив на будущее. И это осложняет их восприятие местной политики. И в таких условиях "пропаганда Кремля" прекрасно работает.

- Вы посоветовали украинскому эксперту Ирине Клименко, чтобы их власть "покупала" лояльность своих русскоязычных жителей…

- Это естественно! Иначе невозможно создать единый украинский народ. Ну не будут люди в Донецке или Луганске говорить на украинском языке и возлагать цветы к памятнику Бандере. И то, как с этими людьми обходится сегодняшняя киевская власть — это безумие и преступление. Они пытаются навязать свое видение силой, загоняя людей в угол.

Единственное, что можно сделать для предотвращения сепаратизма — создать приличное государство, в котором всем бы хотелось жить. Без коррупции, бардака, грязи и отсутствия перспектив. То есть, "купить" людей хорошей жизнью. Если у людей будет все хорошо — они не будут "покупаться" на пропаганду.

- Можно ли перенести ту же рекомендацию на русскоязычных Латвии, которые тоже никак не интегрируются в латышское общество? Этот факт лишний раз подтвердился недавним празднованием Дня Победы, когда у Памятника освободителям собралось более 200 тысяч русскоязычных с георгиевскими ленточками…

- Безусловно! Тут тот же рецепт. Нельзя создавать из этих людей образ "врага" — это же ваши граждане и жители! Вы их сами вытеснили. Часть латвийского политического истеблишмента позиционирует Россию, как угрозу, а этих людей — как "агентов Кремля". Но никакой человек по доброй воле не захочет считать себя "второй категорией" и будет всячески демонстрировать свое несогласие.

Ваши власти упускают шанс выиграть этих людей — дать им все, что считается стандартом всех нормальных стран Европы. Посмотрите на Италию, Испанию, Бельгию — там есть автономные регионы, которые отличаются своим составом и языком от центра. В Италии есть немецкоязычный регион, но никто не говорит, что люди Альто-Адидже или Южного Тироля — немецкие агенты.

Позвольте своим русскоязычным жителям жить по стандартам гражданских прав Европы. Гарантирую, никто не поменяет этот стандарт на "русский стандарт".

- В Латвии "слабым звеном" перед российской "мягкой властью" считаются люди, которые смотрят российское ТВ, читают русские газеты и не покидают русского культурного пространства, отдельного от латышского…

- Двуязычное наследие постсоветских стран — это огромный культурный и экономический плюс. Два языка без особых усилий — это фантастика! В Польше, чтобы выучить русский язык, надо потратить много времени и денег. У вас это есть бесплатно. Это огромное преимущество для ведения бизнеса с Россией и всем "русским миром", для того, чтобы стать посредником между Европой и "русским миром". В том числе, Украиной и Беларусью. Это огромный капитал, отказываться от которого весьма неразумно.

Якуб Корейба — аспирант МГИМО России, советник Центра Постсоветских Исследований при МГИМО-Университете. Закончил Институт Международных Отношений Варшавского университета в 2009 году, учился в Национальном Университете Киевско-Могилянской Академии также в 2009 году, Институте Международных отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета в 2008 г., и Institute d'Etudes Politiques de Lyon с 2007 по 2008 гг.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!