Foto: LETA

Тот факт, что нынешний глава Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) Ярослав Стрельченок уже на первом этапе конкурса на замещение этой должности выбыл из числа претендентов, стало для многих полной неожиданностью и способствовало появлению различного рода спекуляций. Сам глава Антикоррупционного ведомства молчал всю неделю, однако сейчас решился изложить свою версию журналистам программы de facto.

Стрельченок полагает, что виной всему может служить информация о необоснованных рисках к получению им доступа к гостайне, предоставленная Бюро по защите Сатверсме (БЗС).

О конкурсе на пост главы БПБК на данный момент понятно лишь то, что с 17 ноября Ярослав Стрельченок больше не будет возглавлять это ведомство. Однако так и не ясно, намерен ли он выставлять свою кандидатуру на следующий конкурс, а также, когда пройдет новый конкурс.

Как уже сообщалось ранее, комиссия решила не допускать ко второму этапу конкурса на замещение поста главы БПБК ни одну из представленных ранее кандидатур. При этом многие рассматривали этот этап как формальность, поскольку обычно на первом этапе комиссия оценивает соответствие обязательным критериям по предоставленным документам. Версию об исключении кандидатов по техническим причинам комиссия опровергла, поскольку в случае сомнений у кандидатов запросили дополнительную информацию.

Дополнительные данные попросили на этот раз и у Стрельченока: с него потребовали актуальные рекомендации и соответствие критериям знаний английского языка. Нынешний руководитель БПБК считает, что это было сделано лишь потому, что он выбыл из конкурса из-за требований к доступу к гостайне. Глава Антикоррупционного ведомства допускает, что причиной тому БЗС.

"В таком случае у меня вопрос: допустим, существует такая вероятность, что я могу утратить доступ к объектам государственной тайны, то в этой ситуации можно провести аналогию с тем, если бы Департамент безопасности дорожного движения мог бы не выдать водительское удостоверение, основываясь лишь на том факте, что человек зашел в магазин и, возможно купил алкоголь, и теперь его расценивают в качестве потенциального пьяницы", — заметил Стрельченок, добавив, что до 16 ноября включительно доступ к гостайне у него есть.

Он также утверждает, что никаких дополнительных вопросов в связи с возможным отсутствием допуска к гостайне комиссия ему не задавала. При этом сам Стрельченок, в свою очередь, просил комиссию предоставить ему мотивацию решения, однако ответа так и не получил.

Проблемы и странности на первом этапе конкурса на пост главы БПБК отметила и заместитель Ярослава Стрельченока — Илзе Юрча. Она подчеркнула, что она лично участвовала в разработке конкурса, поэтому она лучше других понимает, на основании каких утвержденных Кабинетом министров правил нужно принимать решения. В случае возникающих вопросов комиссия должна была обращаться именно к ней.

С ней категорически не согласен начальник Госканцелярии и руководитель комиссии Мартиньш Криевиньш:"Нет, в процессе конкурса мы не сталкивались с какими-либо неясностями в области регулирования нормативных актов".

Однако проблемы усмотрел премьер-министр Марис Кучинскис, который велел Криевиньшу до следующей пятницы предложить решение по организации конкурса на должность начальника Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией. Глава Кабинета министров даже допустил, что вместо конкурса ответственность за выдвижение кандидата на пост главы БПБК можно возложить на генерального прокурора. Правда, в этом случае это будет вразрез с рекомендациями.

При этом Кучинскис подчеркнул, что это неправильно "устраивать конкурсы красоты на ответственные должности". Требования к конкурсу на должность главы БПБК закреплены в соответствующем законе, но премьер не исключил, что в закон будут внесены поправки.

Руководитель Госканцелярии, в свою очередь, не видит в требованиях к претендентам на пост главы БПБК чего-то сверхъестественного, поскольку похожие требования распространяются и на кандидатов и на другие руководящие посты в госуправлении. Однако глава комиссии не исключил, что круг претендентов на пост главы БПКБ может быть расширен. Свои предложения он представит на рассмотрение другим членам комиссии: генеральному прокурору, директору БЗС и начальнику Полиции безопасности.

Согласно закону о Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией, в случае отсутствия начальника БПБК его обязанности исполняет заместитель.. Это означает, что с середины ноября место Ярослава Стрельченока временно займет Илзе Юрча. Как долго она продержится на этом посту, зависит от того, когда и насколько успешно будет проведен конкурс на пост главы Антикоррупционного ведомства.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!