Foto: LETA
Суда над виновниками трагедии в Золитуде придется ждать больше года, полагает Регина Лочмеле-Лунева, инициатор создания общественной организации, которая защищает интересы пострадавших при обрушении крыши в магазине Maxima.

Суд — не раньше, чем через год

Следствие по этому делу развивается в соответствии с действующими в Латвии процессуально-правовыми нормами, отмечает активист общества Zolitūde 21.11. Регина Лочмеле-Лунева. "Популистские лозунги "Почему никто не сидит?!" делу не помогут. Нечестно не верить тем, кто заявил, что расследование трагедии Maxima — это дело чести, и обещает произвести расследование качественно". Общество Zolitūde 21.11. представляет интересы пострадавших во всех инстанциях, координирует предоставление им помощи, следит за развитием ситуации в семьях, где остались сироты.

Тем не менее, по словам Лочмеле-Луневой, понятно, что до суда дело дойдет не скоро.
"К концу осени ожидаются результаты необходимых экспертиз, часть которых приходится производить за границей из-за отсутствия в Латвии сертифицированных специалистов. Зимой следственные действия должны быть завершены, после чего материалы дела будут направлены на проверку в прокуратуру. Этот этап может занять до полугода, причем прокуратура может дать задание следствию произвести дополнительное расследование. И только по завершении всех этих процедур дело будет направлено в суд. Зная нашу судебно-правовую систему, ожидать, что суд состоится ранее, чем через год, было бы наивно", — считает Лочмеле-Лунева.

Пострадавшие продолжают лечение

По словам представителя общества Zolitūde 21.11., часть пострадавших при обрушении крыши магазина в Золитуде продолжают лечение.

"Немецкие врачи дают 100-процентную гарантию выздоровления кассира Мартиньша Пласиса. Произошло чудо, удалось оживить нерв и теперь проблема подвижности двух рук и ноги решена", — отметила Лочмеле-Лунева. За это надо благодарить инициатора отправки наших пострадавших на лечение в Германию Ангелику МигланеВ то же время, состояние двух человек — спасателя Александра Лациса и Инеты Юнкере — остается тяжелым.

Лочмеле с благодарностью упомянула Латвийскую православную церковь, пожертвования которой пошли на поддержку тех родственников и близких погибших, кто не мог рассчитывать на помощь из других источников: пособие в размере около 1000 евро получили не только законные наследники погибших, но также их матери и гражданские жены.

Семь месяцев после трагедии: что изменилось?

На прошлой неделе Рижская дума призвала владельцев снести пустующий новый многоэтажный дом, находящийся в Риге рядом с рухнувшим зданием торгового центра Maxima. На заседании профильной комиссии РД было утверждено решение о сносе руин здания торгового центра. Это должно произойти после того, как сотрудники полиции завершат работу на месте трагедии.

"Должен быть снесен не только магазин, но и многоэтажное здание. Таково мнение большинства жителей района Золитуде и пострадавших. Это очень сложная проблема, поскольку здесь затрагиваются вопросы частной собственности. Но в данном случае общественное мнение должно быть первичным. На месте владельцев участка и возведенной на ней недвижимости я бы добровольно отказалась от имущественных прав. Моральное давление общества должно заставить литовского миллионера Нериюса Нумавичюса поступить именно так", — сказала Лочмеле.

3 июля Сейм принял в окончательном чтении подготовленные после трагедии в Золитуде поправки к Закону о строительстве, предусматривающие усиление надзора в отрасли. Однако, они вступят в силу только 1 октября — вместе с новым Законом о строительстве.

История вышла на новый уровень

"Виновные в трагедии, кто бы ни был к ней причастен, должны быть наказаны по максимуму. Как показали два следственных эксперимента, случившееся — не несчастный случай и не стечение обстоятельств. Люди ждут суда. Суд будет, и это будет покруче, чем любой уголовный кодекс", — сказала Лочмеле, по мнению которой, кроме уголовного процесса, виновных ожидает еще и суд "чисто человеческий".

"Эта история перешла на другой уровень осмысления. К годовщине трагедии Латвийское телевидение готовит большой фильм. Свой фильм снимают литовские документалисты. Все новости связаны со следствием, а оно не должно сопровождаться шумихой", — полагает она.

По словам Лочмеле, золитудская трагедия показала, что Латвия — не Европа. "Здесь репутация ни для кого, ничего не стоит. Разве Re&Re сидит без заказов? Разве от нее отвернулись поставщики и партнеры? Никто из архитекторов и инженеров, участвовавших в строительстве этого объекта, так и не лишился своей лицензии. Это вопрос морали. Кто-то вообще пытается сделать из этой трагедии шоу. Зато в Литве была остановлена либерализация правовых норм в сфере строительства", — подводит итоги Лочмеле.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!