Foto: LETA
Партия ЗаПЧЕЛ мешала реализации крупных нефтегазовых проектов России в Латвии и поэтому в Москве было принято решение о ее "вытеснении" с политической арены, сказал в интервью программе "Вопрос с пристрастием" на телеканале PRO100TV сопредседатель ЗаПЧЕЛ, экс-депутат Сейма Мирослав Митрофанов.

По его словам, акции протеста, которые ЗаПЧЕЛ организовывал в Латвии в 2003-2004 годах против перевода школьного образования на латышский язык обучения, мешали нефтегазовым компаниям России, которые хотели реализовать в Латвии крупные проекты.

"Интересы больших нефтегазовых монополий (России) в 2002-2003 годах вошли в жесткие противоречия с интересами русских соотечественников в Латвии. Здесь были активные протесты. Мы помним школьную революцию, когда на улицу выходили десятки тысяч человек. Эти протесты показывали по телевизору и это не позволяло России отказаться от увязки экономических и правозащитных вопросов. Общественное мнение в России требовало от своих властей решить проблемы с правами соотечественников в Латвии. Стратеги нефтегазовых монополий не собирались решать проблемы с соотечественниками — мол, кто они такие. Они решили cделать так, чтобы прекратились протесты. Мол, не будет протестов, не будет их отражения в российских СМИ, не будет и давления на власть, чтобы не развивать экономическое сотрудничество с Латвией", — сказал Митрофанов.

Политик утверждает, что именно для этого в Латвию был отправлен в качестве посла России Виктор Калюжный.

"Приехал сюда посол Виктор Калюжный. Он был послом не столько государства российского, сколько нефтегазового комплекса. Он топал ножкой и требовал, чтобы ЗаПЧЕЛ ушел с политической арены, прекратил бы протестовать. Когда мы были на пике популярности, а ЦС был в плохом состоянии, Калюжный начал агитировать за эту политическую силу. Недавно в Москве в кулуарах я говорил с некоторыми известными российскими политтехнологами и политиками. И я был шокирован их откровениями. Оказывается, в 2004 году было организовано давление на руководство нашей партии — о чем я не знал — для того, чтобы ЗаПЧЕЛ ушел с политической арены и не мешал трогательному альянсу "Центра согласия" с так называемыми партиями олигархов. Это давление продолжалось вплоть до 2009 года. Это было нужно российскому нефтегазовому комплексу, чтобы реализовать здесь свои проекты. Ну, например, строительство добельского газохранилища или строительство электростанции на газе, которая укрепила бы зависимость латвийской экономики от энергоносителей из России", — сказал Митрофанов.

По его словам, ЗаПЧЕЛ решили уничтожить, лишив финансирования. "Был дан намек некоторым предприятиям, которые каким-то образом связаны с РФ, что есть партии, которым можно жертвовать, а есть те, которым нельзя. В результате этого намека пожертвования, которые были сделаны нам и нашим конкурентам, различались в десятки раз. Не в нашу пользу, разумеется", — подытожил Митрофанов.

Партия ЗаПЧЕЛ на выборах в 10-й Сейм набрала около 1,5% голосов избирателей и оказалась за бортом парламента.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!