Страшный сон владельцев купленной в кредит недвижимости становится реальностью. Как выяснилось, страницы официальной газеты Latvijas Vēstnesis в последний месяц буквально заполонили объявления о продаже с аукционов квартир, хозяева которых не способны рассчитаться с банками.
К концу прошлого года процент задержки по выплатам ипотеки составлял почти 10%, что специалисты называют сигналом о банковском кризисе и грядущей жесткой посадке. Не далее как на днях президент строительной компании Skonto būve Гунтис Равис заявил: уже в конце года банки в массовом порядке будут отнимать жилье у лиц, утративших платежеспособность (к примеру, потерявших работу) или занимавшихся до сих пор спекуляциями. "Так как банки занимаются финансовой деятельностью и не заинтересованы содержать эту недвижимость, то жилье будет продаваться очень быстро, а значит, по низкой цене", — заявил он.

Опрошенные банки тут же поспешили заверить: разрывать контракт с клиентом и оставлять его без жилья они будут только в самом крайнем случае. Прежде всего последуют переговоры, совместный поиск решения, назначение кредитных каникул и т.д. Однако, как показало изучение официальной газеты Латвии Latvijas Vēstnesis, на практике дела обстоят не столь радужно.

В ближайшие три месяца судебные исполнители по просьбе банков, которые решили избавиться от невыгодного кредитора и вернуть хотя бы часть выданного займа, пустят с молотка свыше 40 заложенных в банках квартир.

Как указали в Латвийском совете присяжных судебных исполнителей, данная цифра в несколько раз больше, чем еще год или даже полгода назад. Причем часто это именно большие квартиры в престижном районе, а не в серийных многоэтажках в спальных районах, хозяева которых не смогли наскрести по 150-200 латов в месяц для возврата банковского кредита.

В частности, есть и совсем эксклюзивные варианты. Например, на торги выставлены 8-комнатные апартаменты площадью 223,7 кв. метров на улице Бривибас, принадлежащие предпринимателю Хенрийсу Буку-Вайвадсу. По информации, в минувшем году бизнесмен пытался продать жилье за 770 тыс. евро, но безуспешно. Теперь реализацией его имущества занялись судебные исполнители.

Оценочная стоимость квартиры составляет 252250 латов. Однако принять участие в первом аукционе, который должен был пройти 8 февраля, желающих не нашлось.

Повторно судебный исполнитель попытается продать имущество Бука-Вайвадса 28 апреля. Начальная стоимость — 189187 латов. Подробнее об этом, а также информацию о других предложениях смотрите в таблице.

Для банков аукцион является самой крайней мерой. "Мы сильно на этом теряем, поэтому в наших интересах не допустить продажи квартиры", — подчеркнул в разговоре с изданием руководитель управления по обслуживанию частных лиц SEB Unibanka Арнис Шкапарс. И действительно: обязательства почти всегда сильно превышают стартовую цену квартиры или даже ее оценочную стоимость. Так, например, общая сумма долга владельца квартиры на улице Вагнера, 12-9, составляет 1,16 миллиона латов. При этом стартовая цена жилья — 57 тысяч латов.

У резкого увеличения числа аукционов есть и другая причина, которая также является тревожным сигналом. "Теперь часто квартиру или дом не удается продать с первого раза, приходится проводить второй аукцион или даже третий — это вообще исключительный случай в практике. Я, наверное, сейчас первый раз в жизни увидел, что недвижимость пытаются продать по третьему разу, — рассказал председатель Латвийского совета присяжных судебных исполнителей Гинтер Хмелевскис. — Вот только сегодня позвонили мне владельцы квартиры на улице Аусекля и попросили перенести аукцион, потому что желающих нет. В прошлом году эти апартаменты были бы проданы в один миг".

"Квартиры стало очень сложно продать. Такая тенденция началась совсем недавно — где-то в октябре-ноябре прошлого года", — отметил в разговоре с изданием присяжный судебный исполнитель Андрей Глумов, занимающийся аукционом по делу Бука-Вайвадса и многочисленными подобными случаями.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!