Фото: F64
Латвийские власти уверены, что стремительная ликвидация ABLV Bank - это локальный кризис, который не приведет экономическим или каким-либо другим потрясениям в масштабе всей страны. Так ли это на самом деле? Портал DELFI попытался оценить последствия ликвидации третьего по размерам банка страны - с учетом имеющейся на данный момент информации.

Увольнения. Прежде других от смерти банка ABLV пострадают люди — его работники. Первая волна увольнений начнется уже на следующей неделе, работу поначалу потеряют 300 человек. Всего в структурах банка работает 970 сотрудников. "Для нас это очень чувствительный вопрос. Мы сделаем все, чтобы гарантировать людям то, что было обещано", — пояснил во время пресс-конференции, посвященной процессу ликвидации банка председатель правления ABLV Bank Эрнест Бернис. За десять лет банк уплатил в латвийский бюджет более 145 миллионов евро в виде налогов, на персонал в 2017 году в банке было потрачено почти 25 млн. евро (до уплаты налогов). Точный размер пособий сотрудникам — если они решат пойти "на биржу" — на основании этих цифр вычислить невозможно. Но министр благосостояния Янис Рейрс уже заявил, что социальный бюджет "полностью готов" оказать материальную поддержку тем, кто остался без работы.

Влияние на экономику. Латвийские власти уверены, что кризис коснулся одного конкретного банка, и ликвидация ABLV на экономику Латвии значительного влияния не окажет. Рейтинговые агентства не собираются понижать прогнозы развития латвийской экономики, а эксперты рекрутинговых фирм полагают, что высококлассные специалисты не будут долго сидеть без работы: в стране ощущается дефицит рабочей силы.

Менее оптимистичен руководитель аналитического центра Certus, экономист, в прошлом министр экономики Вячеслав Домбровский. По его мнению, 970 потерявших работу сотрудников — это не предел. Речь может идти о потере 2280 рабочих мест (есть специальные формулы, которые позволяют прогнозировать, как подобная ситуация может повлиять на смежные отрасли экономики). По мнению Домбровского, другие банки вряд ли смогут перенять клиентов-нерезидентов ABLV, и в результате Латвия потеряет около 30% от экспорта финансовых услуг (и 0,8% от ВВП). С более детальными расчетами можно ознакомиться в нашей публикации. Следует отметить, что министерство финансов и Банк Латвии пока не видят причин для пересмотра прогнозов по ВВП.

Кстати, сам Certus, эксперты которого регулярно пишут для DELFI, тоже может пострадать от закрытия ABLV — банк был одним из доноров центра. Это может привести к тому, что уровень дискуссии вокруг экономических проблем в Латвии станет ниже.

Недвижимость и новые проекты. Вместе с ликвидацией банка заморожена работа его дочерних структур, в первую очередь брокерской фирмы ABLV Capital Markets и управляющего инвестиционными фондами ABLV Asset Management. Остановлены все проекты в сфере недвижимости.

Фото: LETA

Более других на виду и на слуху проект делового квартала New Hanza в районе улицы Сканстес. ABLV Bank через свою "дочку" Pillar планировал до 2033 года привлечь инвестиции в размере до 1 млрд. евро. На данный момент New Hanza уже вложено около 50 млн. евро. Проект предполагал строительство нового главного офиса банка, офисных и жилых зданий, развлекательного центра, здания Латвийского музея современного искусства, детского сада, школы и городского сада. New Hanza является частью более крупного проекта по развитию окрестностей улицы Сканстес (кроме всего прочего, в этот район планируют пустить трамвай, мы подробно писали об этом ранее). Все, что планировал построить ABLV Bank, не будет — проект New Hanza заморожен.

Рижская дума, между тем, полагает, что ликвидация ABLV не ставит под угрозу планы развития окрестностей улицы Сканстес. Директор Департамента городского развития Рижской думы Арманд Краузе заявил DELFI, что ситуация с ABLV Banka никоим образом не изменит планы Риги по развитию территории в этом районе.

Благотворительность. Но дело не только в деньгах. За последние десять лет крупнейшие акционеры банка — Эрнест Бернис и Олег Филь — потратили на благотворительность порядка 5 млн евро, основав даже специальный фонд — ABLV Charitable Foundation.

Латвийский музей современного искусства. Этот мегапроект реализуют меценаты, Фонд Бориса и Инары Тетеревых (ФБИТ) и ABLV Charitable Foundation, вместе с Министерством культуры Латвии. По плану, музей должен быть открыт 18 ноября 2021 года, и на его строительство должны пойти частные средства (вот как он должен был выглядеть). Меценаты обязались пожертвовать и привлечь пожертвования на сумму не менее 30 млн евро. Как повлияет на проект ликвидация ABLV? У министерства культуры нет информации о том, что проект может быть отложен или закрыт. Закрытие банка не может не повлиять на планы по созданию музея, хотя представитель ФБИТ Инга Васильева уже призвала не делать поспешных выводов — до очередного собрания совета фонда будущего музея еще ничего официально неизвестно.

Другой момент: планировалось, что экспозиция музея будет составлена как из принадлежащих государству работ, так и из произведений частной коллекции ABLV. По данным Министерства культуры, сейчас в государственной коллекции 409 работ, стоимость которых оценивается в 587 000 евро. В коллекции банка 1211 работ, стоимость которых достигает 830 000 евро. Если ABLV выйдет из проекта (об этом пока объявлено не было), у проекта могут возникнуть проблемы как с финансированием строительства музея, так и с экспозицией.

"Мост" рухнул: официально. "Национальный план развития на 2014-2020 год" (PDF, на русском языке) официально считается главным документом планирования среднесрочного развития страны - и составной частью долгосрочного плана Latvija2030. В нем, в частности, сказано: "Обслуживание финансов, логистика и транзит – те отрасли, в которых накоплены знания и соответствующий потенциал человеческого капитала, а также существуют географические и другие предпосылки, позволяющие этим отраслям именно в Латвии сохранить экспортоспособность и продолжать развиваться". Вероятно, что в новом среднесрочном плане транзит и финансовые услуги могут стать фактором риска, а не основной для развития экономики. История ABLV поставила большой знак вопроса на концепции "моста между Востоком и Западом". Где теперь копить знания и потенциал человеческого капитала, не очень понятно.

Очевидно, что в ближайшее время появится и дополнительная информация о том, кто и как еще в Латвии пострадает от ликвидации ABLV Bank. Банк такого размера — всегда больше, чем просто буквы, из которых состоит его название.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !