Foto: Shutterstock
Латвия теряет рабочую силу, молодежь не хочет работать, в стране одни чиновники, а производства нет — портал Delfi в День труда решил изучить связанную с работой статистику и сделал несколько неожиданных выводов.

В статье использованы данные Центрального статистического управления Латвии.

Существует мнение, что в последние годы население Латвии уменьшалось исключительно за счет экономически активных людей, которые, якобы, паковали чемоданы и массово отправлялись за границу. Однако сухими данными статистики эти выводы не подтверждаются. За последние 15 лет сильнее всего сократилось количество тех, кто экономически не активен — на почти 200 тысяч человек, тогда как количество активно ищущих работу и работающих уменьшилось лишь на 50 тысяч человек (в каждой группе).

Согласно принятому в ЕС определению, экономически активны те люди, которые работают или ищут работу, причем, не только через государственное агентство занятости. Из этого можно сделать два вывода: в стране стало радикально меньше тех, кто не работает (например, детей), а количество рабочих мест если не выросло, то, по крайней мере, не сократилось драматически.

Если посмотреть на изменение структуры экономически активных жителей Латвии, то становится очевидным, почему дискуссия о том, что латвийские школьники учатся слишком долго, набирает обороты. Экономически активное население Латвии в последние годы стремительно стареет. Это нельзя списать на кризис — уменьшение и доли, и количества молодых людей в возрасте до 24 лет в структуре занятости началось в последние "жирные годы", и с тех пор этот поезд только набирает ход.

Нельзя также не заметить стремительное уменьшение и числа, и доли работающих (или активно ищущих работу) в возрасте от 35 до 44 лет — за последние 15 лет в Латвии их стало меньше на 75 тысяч человек. Почти на 50 тысяч за то же время приросла группа тех, кому за 55.

Считается, что в кризис меньше других пострадали те, кто умеют "делать настоящее дело" — квалифицированные рабочие и ремесленники, а также те, кто умеет работать с оборудованием. Однако статистика говорит об обратном — они, если оставить за скобками разнорабочих, стали одними из самых пострадавших групп. А вот у работников сферы услуг и торговли по сравнению с ними не так все плохо.

Статистика однозначно говорит, что число безработных среди людей умственного труда в Латвии меньше, какие бы настроения при этом не царили в обществе. Единственное исключение — квалифицированные работники, занятые в лесоводстве и сельском хозяйстве. Ну, а разнорабочим хуже всего. В общем, отсутствие навыков и профессии — однозначный фактор риска.

Кризис заставил латвийцев "вертеться" и привел к всплеску предпринимательсва? Статистика говорит об обратном. В кризис (между 2008 и 2010 годами) 180 000 латвийцев лишились зарплаты, как главного источника дохода. 75 тысячам из них помогли родные, а остальное перебивались пособиями и другими источниками доходов, среди которых предпринимательство — далеко не главный. В 2008 году бизнес как главный источник дохода отмечала 51 тысяча человек, а в 2010 — 56 тысяч. Налицо и отсутствие всплеска помощи со стороны государства — если у кого-то и были иллюзии на этот счет, после знакомства с цифрами они должны рассеяться.

На дворе 2015 год, а зарплаты, пенсии и поддержка родных остаются главными источниками доходов латвийцев. Выросло число и тех, кто живет на накопления. Бизнес как источник дохода указывают лишь 65 000 человек. Это 4,4%.

"Кучная" нижняя часть с графика выше в приближении:

Факты — вещь упрямая. В 2014 году в Латвии всего 6,6% работающих заняты в государственном управлении, а производство по числу занятых занимает уверенное второе место. Работающие в сфере строительства от кризиса пострадали сильнее всего, да так толком и не оправились.

Правда, статистика — вещь лукавая. Часть работников самоуправлений, например, растворилась в других пунктах (многие из которых на графики не попали в силу малочисленности), но "чистых" чиновников в стране в 2014 году все равно было не более 60 тысяч человек.

Рассказы о массово перерабатывающих на рабочем месте латвийцах остались в начале нулевых — за последние 10 лет, если верить статистике, ситуация кардинально улучшилась. Так что в 2014 году более 41 часа в неделю трудятся лишь 7,5% работающих латвийцев или 66,6 тысяч человек. В 2002 году их было в пять раз больше.

Тоже касается и нестандартных вариантов работы — внеурочно и по выходным работает все меньше и меньше жителей Латвии. Если еще десять лет назад по субботам приходилось работать половине латвийцев, то в 2014 году — чуть более трети.

Согласно данным опросов, для 85% латвийцев высокая зарплата — главный фактор "хорошей работы". При этом бытует представление о том, что все зарплаты поголовно в стране низкие. Это не совсем так. Прежде всего — вот история повышения минимальной зарплаты в Латвии:

И хотя 53% латвийцев получают на руки менее 450 евро в месяц, говорить о том, что "половина живет на минималку" не приходится. По крайней мере, в государственном представлении об этой самой "минималке". В целом же чистая заработная плата в стране растет, а число тех, кто получает более 1400 евро в месяц, вплотную приблизилось к границам статистической погрешности.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!