21 сентября 2004 года латвийцы пережили неприятные 10 секунд: в стране, никогда не считавшейся сейсмически опасной, было зафиксировано довольно сильное землетрясение. Что это было — уникальное единичное явление природы или достаточно реальная опасность, с которой следует считаться и в будущем?

21 сентября 2004 года около двух часов дня в нескольких десятках километров от Калининграда произошло землетрясение силой 4-5 баллов по шкале Рихтера. Вторая серия толчков произошла два часа спустя, их сила достигала 5,7 балла.

Эти толчки ощущали и жители многих городов Латвии — от Елгавы до Даугавпилса. Но в Латвии сила толчков, измеряемая, кстати, по европейской шкале EMS-98, была ощутимо ниже, чем в эпицентре землетрясения — от 5-5,5 баллов в Салдусе до 3,5 в Риге. В переводе на русский это значит от "чувствовали толчки, возможны повреждения зданий" до "почти ничего не заметили".

Если в Салдусе, например, как рассказал Delfi сейсмолог LVĢMC Валерий Никулин, в стенах некоторых зданий образовались трещины, то в Риге толчки едва заметили. Что-то почувствовали обитатели верхних этажей зданий. Учитывая, что землетрясение было днем, когда большая часть людей работает, большая часть жителей о "самом серьезном землетрясении" узнала от Delfi.

В Калининграде, однако, землетрясение было достаточно сильным для того, что посеять настоящую панику. Как свидетельствует хроника "Нового Калининграда", люди принялись массово покидать здания. Некоторые, опасаясь новых толчков, не вернулись домой даже на ночь. Землетрясение повредило десятки домов и железную дорогу, общая сумма ущерба превысила 140 млн. рублей (5,2 млн. долларов США). Тяжелые травмы получил лишь один молодой человек, на которого с крыши упали кирпичи, а всего за помощью к медикам обратились около 20 человек. Никто не погиб, если не считать одной смерти от сердечного приступа. Кроме того, на следующий день в местном зоопарке умер молодой жираф, возможно от стресса, вызванного землетрясением.

В Латвии землетрясение особых убытков не причинило и никаких последствий не имело. Даже в Лиепае все ограничилось лишь позвякиванием посуды в буфетах и раскачиванием люстр. Таково было самое сильное латвийское землетрясение в новейшей истории, однако оно не было первым и почти наверняка не станет последним. Более того — в Латвии вполне возможны землетрясения такой же силы, как и в Калининграде.

Не в первый и не в последний раз

Несмотря на то, что Латвию и весь регион Балтийского моря принято относить к относительно безопасным с сейсмологической точки зрения, зонам, нас не трясет, но потряхивает достаточно регулярно.

Как свидетельствует статистика, обобщенная Seismo.lv, в балтийском регионе (имеется ввиду территория стран Балтии, части акватории Балтийского моря, Калининградской области России, части северо-восточной Польши, северной Беларуси и Псковская и Ленинградская области России) постоянно регистрируются подземные толчки магнитудой вплоть до 5,5. То, что их так много после 2000 года, говорит только о том, что появилось больше станций наблюдения и более чувствительное оборудование. Сегодня ученые могут лучше регистрировать "возмущения" Восточно-Европейской платформы, частью которой является наш регион.

По словам Валерия Никулина, в Латвии всего одна такая станция — в Слитере (недалеко от Колки). Она хоть и является частью международной системы GEOFON, но в одиночку не способна зафиксировать самые слабые геологические проявления. Из-за этого точность учета землетрясений именно на территории Латвии оставляет желать лучшего.

Тем ни менее по-настоящему сильные землетрясения в регионе — редкость. До 2004 года в последний раз настолько же серьезно трясло 25 октября 1976 года, когда землетрясение произошло у эстонского острова Осмуссаар (северо-восточное побережье страны). Сила того землетрясения составила 4,7 балла по шкале Рихтера, и его отголоски до Латвии почти не дошли. Не причинило оно особого ущерба и Советской Эстонии. Больше всего пострадала от него география острова — обвалились скалы, образовались трещины. Конечно, досталось и немногочисленным постройкам на самом острове.

Но если ощутимое землетрясение в Эстонии стало неприятным сюрпризом, то в Калининграде — уже нет. Еще в 1995 году белорусские и украинские сейсмологи, геологи и геофизики составили карту сейсмического районирования Белоруссии и стран Балтии. Темные области — зоны наиболее интенсивных сотрясений. И если внимательно посмотреть на карту, то становится понятно, что на ней есть три обширные зоны, в которых возможны наиболее интенсивные толчки — Калининград, северо-восток Эстонии и центральная часть Латвии в районе Екабпилса. В двух из трех этих зон за последние 45 лет существенные землетрясения уже были, а в центральной части Латвии - пока нет (Колка и район Даугавпилса — два других "кандидата" на территории Латвии).

И угроза таких землетрясений в Латвии достаточно реальна, если верить наблюдениям немецкого профессора Бруно Досса, который работал в Рижском политехникуме в конце XIX — начале XX века. Досс составил историю заметных латвийских землетрясений XIX века. Согласно его заметкам, изложенным в докторской диссертации Валерия Никулина, в XIX веке Латвия пережила как минимум два землетрясения, сравнимых по силе с тем, что произошло 11 лет назад в Калининграде (всего профессор описал семь достаточно заметных землетрясений, случившихся в XIX веке).

Так, в районе Кокнесе в феврале 1821 года произошло землетрясение, во время которого люди едва не падали на землю и были зафиксированы повреждения зданий. В мае 1857 года все повторилось в Ирбе, вплоть до обрушения крыш домов и разбитых окон и зеркал.

А самое старинное из попавших в хроники латвийское землетрясение произошло 399 лет назад — 30 июня 1616 года, в Земгале. "Грохот подобный грому. Сотрясение чувствовалось на востоке Курземе и в окрестностях Ковно (Каунаса). Дрожание домов. Селяне и животные чувствовали дрожание земли", — гласит скупая запись хроник. В век социальных сетей все это описали бы, конечно, гораздо красочнее.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!