Foto: LETA
По количеству носителей ВИЧ на 100 000 жителей Латвия занимает второе место в Европейском союзе. Больше только, как бы иронично это ни звучало, у нашего "вечного соперника" — Эстонии. Министерство здравоохранения Латвии в понедельник запустило информационную кампанию по профилактике ВИЧ и СПИД, а портал Delfi попытался изучить, что стоит за латвийским "лидерством", и как от него можно было бы избавиться.

В последние годы про ВИЧ и СПИД говорят и пишут немного. Во-первых, потому что это во всех смыслах "неудобная" болезнь: она передается почти исключительно "стыдным" путем; от нее неудобно лечиться; о ней не принято рассказывать знакомым и даже родственникам из-за массы мифов, которые ее окружают.

Во-вторых, благодаря развитию медицины ВИЧ-инфицирование лишилось присущего ему ранее драматизма. Да, это хроническая болезнь, с которой можно жить очень долго, и не так уж сильно потерять в качестве жизни. Но это уже не однозначный смертный приговор. Рак сегодня куда более летален (не говоря уже о том, что он больше распространен).

Тем не менее, то, что о ВИЧ не кричат в СМИ, не говорит о том, что проблема решена и волноваться нечего. Цифры таковы: 17 человек из каждых 100 тысяч жителей Латвии инфицированы ВИЧ. В Эстонии — 24 на 100 тысяч (это связано с массовым инфицированием наркоманов в неблагополучных районах страны в конце 90-х), а в Литве цифра в разы меньше — всего шесть человек на 100 тысяч. Схожие с литовскими показатели демонстрируют и страны Западной Европы. Латвия — единственная из всех трех стран Балтии, где показатели растут, свидетельствует статистика, обобщенная на balthiv.com.

Но если посмотреть на динамику выявления новых случаев и общего количества заболевших в странах Балтии, то видно, что в Латвии и Литве эта цифра год от года остается примерно на одном уровне. Снижается она лишь в Эстонии.

Новая информационная кампания, запущенная Центром по профилактике и контролю заболеваний (SPKC) может серьезно испортить статистику в краткосрочной перспективе. Одной из основных целей кампании является добиться того, чтобы максимально большое количество людей прошло тесты (и выявили наличие ВИЧ). Дело в том, что 7 из 17 жителей Латвии (на каждые 100 000) узнают о том, что у них ВИЧ лишь тогда, когда заболевают СПИДом. Это катастрофически высокая цифра — в ЕС в среднем лишь 1 человек на 100 000 населения диагностируется сразу со СПИДом.

Следует напомнить, что ВИЧ и СПИД — не синонимы. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) вызывает ВИЧ-инфекцию, которая развивается в синдром приобретенного иммунного дефицита (СПИД). Можно быть ВИЧ-инфицированным годами и не страдать от СПИДа. При этом ВИЧ-инфицированный человек может заразить других — при половом контакте, при прямом переливании крови, а также при кормлении грудью младенца (иных способов передать ВИЧ не существует). Если почти половина из ВИЧ-инфицированных не знают о своей инфекции, они не могут предпринять меры по защите других людей. Эти меры элементарны: использовать презервативы, не переливать свою кровь другим, начать принимать лекарства. Очевидно, что незнание - одна из причин того, что в Латвии ВИЧ чувствует себя исключительно вольготно.

Другая причина заключается в лечении. Вернее, его отсутствии. В Латвии, согласно статистике Минздрава, медикаменты принимают лишь около тысячи ВИЧ-инфицированных, то есть 1/6 от общего числа. Это объясняется тем, что во-первых, чтобы государство назначило (дорогой) курс лечения, больной должен попадать под ряд критериев. Этим критериям не соответствуют очень многие из тех, кто уже ВИЧ-инфицированы, но пока никак этого не почувствовали.

Во-вторых, принятие лекарств требует строгой дисциплины, и это в буквальном смысле на всю жизнь. Вероятно, это соображение побуждает многих отложить начало приема лекарств на как можно более долгий срок. Правда, существует масса хронических болезней, которые требуют столь же серьезного подхода (например, диабет). Мы не будем спорить, у кого подход строже и просто отметим факт — начав принимать лекарства, прекратить уже нельзя.

Правда и в том, что ВИЧ нельзя "удалить" из организма человека. С другой стороны, ВИЧ и СПИД уже не являются смертным приговром. Если принимать лекарства, то можно продлить жизнь на десятилетия. Согласно информации hiv.lv, в ЕС ВИЧ-инфицированные люди уже чаще умирают от болезней, не связанных с вирусом, чем от СПИДа. Евросоюз поставил амбициозную цель к 2030 году искоренить ВИЧ — свести возникновение новых случаев инфицирования к нулю. Современная медицина это позволяет, ведь при принятии лекарств вирус практически теряет способность заражать другого человека. То есть даже незащищенный секс становится возможным.

Согласно статистике SPKC, примерно в 30% случаев ВИЧ-инфицирование в Латвии происходит через гетеросексуальный половой акт. Эта цифра разбивает миф о том, что "СПИД — болезнь гомосексуалов". Но больше пугает то, что 30% инфицированных не могут точно сказать и даже предположить, как они заразились. Вероятность "получить ВИЧ" через медицинские инструменты или через мифическую "иголку в сиденье кинотеатра" — практически равна нулю.

На всякий случай следует добавить, что за намеренное заражение другого человека ВИЧ в Латвии предусмотрена уголовная ответственность (статья 133 УК). Попасть под нее могут даже матери, кормившие ребенка грудью, и так передавшие ему ВИЧ. Чтобы сделать кормление безопасным (и не передать ВИЧ плоду в утробе), необходимо принимать лекарства, которые для беременных женщин и матерей в Латвии бесплатны.

К сожалению, с этим согласны (или просто об этом знают) не все женщины — в 2013 году ВИЧ в Латвии заразили 10 младенцев, в прошлом году четыре малыша получили хроническую болезнь. Возможно, это произошло еще и потому, что начать курс лечения в Латвии можно только в Риге и это, конечно, не слишком удобно.

Foto: LETA

Начиная информационную кампанию, SPKC наносит удар лишь по одной причине того, что ВИЧ вот-вот выведет Латвию на лидирующие позиции в ЕС: незнанию и нежеланию делать анализы. А вот вторая причина — запоздалое, для многих неудобное или недоступное лечение, еще и драматически уменьшающее шансы заразить других — стоит гораздо больше тех 20 000 евро, которое Минздрав выделил на проведение информационной кампании. О планах по устранению этой проблемы пока ничего не слышно. И не будет слышно до тех пор, пока чиновники от медицины, принимая решения, будут продолжать мыслить категориями "выгодно" и "невыгодно".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!