Foto: AFP/Scanpix

SEAL Team 6 — секретное подразделение специального назначения ВМС США — получило определенную известность после убийства Усамы бин Ладена в 2011 году. После этого несколько бывших офицеров SEAL Team 6 давали интервью и даже писали книги, но гораздо больше об элитном подразделении "морских котиков" можно узнать из опубликованной газетой The New York Times большой статьи. Портал Delfi выбрал самое новое, важное и интересное.

Пентагон официально не признает название подразделения специального назначения Военно-морских сил США SEAL Team 6, в котором служат порядка 300 "операторов" (бойцов спецназа) и около 1500 человек вспомогательного состава. SEAL Team 6 подчиняется Командованию специальных операций США — одному из девяти главных оперативных управлений в непосредственном подчинении Объединенного комитета начальников штабов США.

Тем ни менее, подразделение существует и действует в различных "горячих" и не очень точках за пределами США — почти всегда неофициально и в обстановке глубокой секретности. В ходе подготовки материла журналисты The New York Times поговорили с рядом бывших офицеров подразделения, а также со своими источниками в Пентагоне и Белом доме. И вот что они узнали.

Изначально SEAL Team 6 создавался как элитное подразделение специального назначения, которому планировалось поручать особые операции - слишком рискованные или слишком секретные даже для других "котиков" или их армейских "клонов" Delta Force. Если "обычные котики" появились почти сразу после второй мировой войны, то "элита элиты", Team 6, была создана в 1980-х годах после провала операции по освобождению заложников, захваченных в американском посольстве в Иране в 1981 году. Тогда Пентагон осознал острую необходимость в "скальпеле" — элитном отряде, бойцов которого тренируют для выполнения невероятно сложных и опасных миссий.

Однако за последние 14 лет, с момента, когда армия США ввязалась в конфликты в Ираке и Сирии, а также вела войну с Талибаном в Афганистане, SEAL Team 6 начали регулярно использовать для рутинных операций по уничтожению боевиков средней руки и мелкого пошиба. В итоге за последние 14 лет отряд SEAL Team 6 потерял больше бойцов, чем за предыдущие 20.

"Они стали чем-то вроде консьерж-службы, в которую звонят каждый раз, когда надо что-то сделать", — описывает ситуацию Боб Керри, офицер SEAL времен Вьетнамской войны. Но, по его мнению, руководству США не приходится выбирать в тех случаях, когда оно сталкивается "с одной из тех ситуаций, где вы разрываетесь между абсолютно ужасным и просто плохим".

Командование специальных операций США отказалось комментировать деятельность SEAL Team 6, но менее признало, что с момента терактов 11 сентября 2001 года все американские спецподразделения "были вовлечены в десятки тысяч миссий и операций в различных географических точках".

Что касается SEAL Team 6, то за последние 14 лет были периоды, когда бойцы отряда участвовали вместе с морской пехотой и, иногда, ЦРУ, в практически ежедневных ночных рейдах, многие из которых заканчивались уничтожением по 10-25 бойцов противника. Особенно интенсивны были такие операции в период с 2006 по 2008 год. "Эти убийства стали рутиной", — вспоминает один из бойцов элитного спецназа. Другой говорит: целей стало так много, что исчезло чувство осознания выполнения особенно важной работы. Третий добавляет, что к 2010 году SEAL Team 6 стали использовать чуть ли не против обычных афганских бандитов.

Спецподразделение SEAL Team 6 подчиняется Командованию специальных операций США, но и проверять его работу может только это же командование. За последние 14 лет Конгресс США ни разу не инициировал никаких проверок деятельности "котиков", и собеседники NYT подозревают, что там просто ничего не хотят знать. Как говорится, не задавайте неприятные вопросы, если не хотите получить неприятные ответы.

Джеймс Ставридис, адмирал в отставке и бывший верховный главнокомандующий ОВС НАТО был более конкретен и откровенен: "Если вы хотите, чтобы спецназ делал вещи, которые "раздвигают" международные законы, вы точно не хотите публичности. Работа Team 6 должна оставаться покрытой мраком".

Границы "раздвигались" постепенно. После кампании 2002 года большая часть бойцов бин Ладена сбежала в Пакистан, что связывало американскую армию по рукам и ногам. Это относилось и к SEAL Team 6, поскольку это спецназ ВМС США, и он должен подчиняться общим для армии стандартам. Тогда командование SEAL вспомнило о существовании ЦРУ, которое не обязано соблюдать международные нормы.

В итоге бойцы спецназа вместе с агентами ЦРУ и местным ополчением стали регулярно принимать участие в операциях на территории Пакистана — в рамках программы "Омега", которая позволяет определенную "гибкость" в операциях за пределами США. К слову, "Омега" — это продолжение операции "Феникс", в рамках которой ЦРУ и спецназ США в свое время похищали и допрашивали, а также убивали лидеров вьетконговцев в Южном Вьетнаме. Никаких особенных ноу-хау с тех пор не было придумано и в Афганистане использовали то, что придумали за 50 лет до этого.

Другой способ "раздвинуть границы" — десантироваться на территорию Пакистана с большой высоты, пересекая границу не пешком, не на машине и не на самолете или вертолете, а на парашютах. Эти затяжные, как правило, ночные прыжки стоили жизни нескольким "операторам" SEAL Team 6.

Конечно, у SEAL Team 6 есть свои внутренние правила. Например, в спецназе прощаются с бойцами, которые "перегибают палку". При этом, однако, официальные внутренние расследования никогда не находили их виновными в уголовных или военных преступлениях.

Foto: wikimedia.org
Немецкие Heckler & Koch MP7 с глушителями — вот каково стандартное оружие "операторов" SEAL Team 6. Достаточно компактное, чтобы не стеснять движений и достаточно смертоносное (спасибо специальным пулям, пробивающим бронежилеты), чтобы удовлетворить людей, которые научены сначала нажимать на курок, а потом думать. В США помимо SEAL его использует только Delta Force, а вот в Европе MP7 широко используется спецназом и военной полицией.

SEAL Team 6 не ограничена ни страной-производителем оружия, ни бюджетом и потому использует все новомодные технические гаджеты и все самое современное оружие, включая термобарические гранаты, особенно эффективные для разрушения здания.

"Тотемное" оружие SEAL Team 6 — томагавки, причем аутентичные. Некоторые собеседники NYT утверждали, что "операторы" использовали томагавки в ходе операций и даже по прямому назначению, но другие опровергали это, утверждая, что они слишком громоздкие и неудобные для бойцов, которые превыше всего ценят эффективность.

Изначально в SEAL Team 6 царила особая культура сорвиголов, которые носили длинные волосы и бороды, пили больше, чем весили и вообще были полными "отморозками". Эта культура сознательно культивировалась Ричардом Марсинко, первым командиром SEAL Team 6. Однако к концу 1990-х отряд стал намного более профессиональным и "серьезным", а тех, кто не был согласен, быстро "попросили" на выход.

Чистка рядов была необходима еще и потому, что с начала "нулевых" отряд быстро разросся, и жесткая дисциплина в подразделении из 300 "операторов" стала необходимостью Тем ни менее, SEAL Team 6 сохранил свой особый элитный статус — попасть в группу по-прежнему невероятно сложно. И, в отличие от армейского спецназа, Delta Force, в SEAL вообще и Team 6, в частности, бойцы часто приходят из гражданской полиции, подразделений SWAT и т.д.

SEAL Team 6 — не единственное подразделение "котиков" в ВМС США, но именно ему достаются самые сложные задания. Также именно оно работает с ЦРУ и именно его бойцы привлекаются к выполнению операций, в которых велик риск не вернутся на базу. Кроме того, есть задачи, которые выполняет только и исключительно SEAL Team 6. Например, SEAL Team 6 зовут каждый раз, когда речь заходит о ядерном оружии, попавшем не в те руки.

При этом и процент "вылетевших" из SEAL Team 6 выше, чем у любого другого спецназа США. Кто-то, не выдерживая происходящего, уходит сам. Других вышвыривают за наркотики или уличив в работе на сторону, например, частные военные фирмы. За 13 лет при выполнении задач погибли около 35 "операторов" SEAL Team 6, включая 17 человек, находившихся в одном сбитом в 2011 году в Афганистане вертолете.

Даже те, кто ушли сами, на пенсии страдают от многочисленных психических заболеваний. Не в последнюю очередь потому, что на службе они вовлечены в операции слишком часто и слишком часто психика испытывает урон, от которого мозг не успевает оправиться. Помимо убийств, в том числе и мирных жителей, "операторам" SEAL Team 6 приходится, например, регулярно собирать "доказательства" в виде отрезанных пальцев или кусочков скальпа — для анализа ДНК.

Ничего не доказано и никто не осужден, однако в публикации NYT признается, что бойцам спецназа в ходе выполнения миссии приходится убивать людей, чей статус в момент убийства неясен. Собеседники издания выражали сомнение в том, что кто-то из "операторов" SEAL Team 6 специально и хладнокровно убивает гражданских, однако в горячке боя такое вполне может происходить. Кроме того, "операторы" не раздумывая убивают всех, у кого есть оружие или предметы, похожие на оружие, включая женщин и детей. Как сказал один из бывших офицеров SEAL Team 6, они обучены реагировать на угрозу рефлекторно, а не изображать из себя агентов ФБР.

Периодически, впрочем, происходят случаи, которые указывают на то, что "операторов" SEAL Team 6 явно наблюдаются проблемы с психикой. Например, в 2011 году во время операции по освобождению захваченной яхты у берегов Африки, один из "операторов" нанес террористу 91 ножевое ранение — после того, как тот вместе с подельниками застрелил четырех заложников. Также один из источников NYT утверждает, что одного из снайперов SEAL Team 6 отправили "домой" после того, как тот в трех разных эпизодах в операциях в Афганистане застрелил трех явно безоружных людей, включая маленькую девочку. На слушаниях в таких случаях "операторы" всегда говорят, что люди "представляли угрозу". Юридически этого достаточно для того, чтобы освободить их от уголовной ответственно, но, как выразился один из собеседников NYT, это "не катит" для командования SEAL Team 6, которое всегда отстраняет убийц от активных операций.

Как минимум в одном эпизоде, в 2008 году, в Афганистане, были свидетели того, что бойцы SEAL Team 6 "казнили" безоружных людей. Однако руководители операции утверждали обратное и в конечном счете, в ситуации "наше слово против их слова", военное руководство США всегда занимает сторону своих людей.

Другой нашумевший случай произошел 27 декабря 2009 года, когда на юге Афганистана была проведена совместная операция ЦРУ, SEAL Team 6 и афганских ополченцев, в результате которой погибли 10 афганцев. Позже даже представители НАТО признали, что восемь из них были "школьниками", правда, у них была взрывчатка и они представляли угрозу. Позже они отказались от утверждения о наличии взрывчатки, но заявили, что операция была "не военной по своей сути", тем самым сняв с себя ответственность и переложив ее на плечи ЦРУ. Последнее просто засекретило обстоятельства произошедшего.

В итоге, однако, руководство операцией в Афганистане было вынуждено ввести новые правила, сходные с теми, что использует Израиль при нанесении ракетных ударов по территории Палестины — армия начала предупреждать о проведении рейдов. По словам бывших "операторов" SEAL, ситуация со смертностью гражданских лиц от этого только ухудшилась, поскольку члены Талибана начали прикрываться мирными жителями, как живым щитом. В такой ситуации бойцы армейского спецназа особо не раздумывают — переговоров со террористами они не ведут и задачи сохранить как можно больше жизней мирного населения Афганистана перед ними не стоит.

Изначально Team 6 создавалась не только для убийств и похищений, но и проведения операций по спасению заложников вне территории США. Например, именно "операторы" этого подразделения освобождали капитана Maersk Alabama Ричарда Филипса от сомалийских пиратов. А в 2012 году спецназ высадился в Сомали, чтобы освободить трех работников гуманитарной миссии (включая одного датчанина).

Не всегда такие миссии проходят гладко. Известны случаи, когда гибли и бойцы SEAL Team 6, и те, кого они должны были освободить. Однако опрошенные NYT освобожденные люди, бывшие жертвы террористов вспоминают, что были шокированы скоростью и "хирургической эффективностью", с которой действовали "операторы" самого элитного американского спецназа.

И жестокостью.

Одной ночью декабря 2012 года, группа "операторов" SEAL Team 6 ворвалась в лагерь Талибана, где террористы удерживали доктора Дилипа Йозефа, работника гуманитарной миссии. Первый боец Team 6 был убит выстрелом в голову, спецназ ответил мгновенным уничтожением пятерых других захватчиков. Однако еще один террорист, 19-летний парень, был захвачен живым. По крайней мере, так утверждает доктор Йозеф. Он также говорит, что именно этот парень убил "оператора" SEAL Team 6 и другие бойцы об этом знали. А еще он говорит, что когда ждал вертолета, который должен был отвезти его и других "операторов" на базу, он вернулся в дом и увидел того парня лежащего в луже собственной крови. "Я помню это абсолютно ясно", — утверждает доктор.

Официальный ответ военного командования? Все террористы в ту ночь были убиты в перестрелке, а доктор Йозеф не возвращался в дом и вообще ничего не мог видеть, потому что там было хоть глаз выколи.

Для проведения операция SEAL Team 6 нужна информация. Действуя в Афганистане, спецназ сам ее себе добывает, организуя специальные "станции слежения" на базе старых грузовиков и вербуя местных жителей.

Однако гораздо более интересно, что с недавних пор у SEAL Team 6 появилось собственное глобальное шпионское подразделение. Оно было сформировано на базе Black Squadron, бывшего "дома" для снайперов Team 6. Последние 14 лет в нем служат мужчины и женщины, которые работают в посольствах по всему миру, часто действуя как пары (поскольку пары привлекают минимум внимания). Это единственное подразделение SEAL Team 6, в котором служат женщины-"операторы", в ударных частях спецназа их нет в принципе.

Оружие и современное шпионское оборудование "Черный эскадрон" получает дипломатической почтой США, которая свободна от досмотра. В задачу "операторов" входит установка "жучков", сбор информации, опрос местных жителей за несколько недель или дней перед тем, как в то же место придут уже другие "операторы" SEAL Team 6. Или не придут. Известно, что именно SEAL Team 6 выследила радикала Анвара аль-Авлаки, позже уничтоженного ракетой с беспилотника ЦРУ.

Члены Black Squadron почти никогда сами не применяют оружие, это попросту запрещено на территории тех стран, где официально не присутствует армия США. Единственное исключение — если у них есть возможность сразу же на месте уничтожить кого-то из наиболее разыскиваемых США террористов. Тогда границы международного права вновь гибко "раздвигаются". Как они это делают всегда, когда правительство США посылает "операторов" SEAL Team 6 — элитного спецподразделения, название и существование которого официально не признается.

"Когда я служил, мы всегда искали себе войнушку, — говорит Райан Зинке, ныне конгрессмен, а в прошлом офицер SEAL Team 6. — И мы всегда ее находили".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!