Foto: Reuters/Scanpix
8 февраля многие крупнейшие мировые издания начали публикацию серии статей, ставших результатом беспрецедентного расследования. В его основу легла подробная инсайдерская информация о более чем 30 тысячах клиентов швейцарского банка группы HSBC. Значительная часть людей, данные о счетах и транзакциях которых попали в руки журналистов, являются знаменитостями и капитанами бизнеса, политиками и членами семей публичных фигур, воротилами криминального мира и диктаторами из стран третьего мира.

Полученные журналистами внутренние документы швейцарского банка группы HSBC также содержат записи менеджеров банка, проливающие свет на то, какие методы работы использовали швейцарские банкиры, о чем знали и на что были готовы пойти, чтобы удержать деньги с не совсем ясным прошлым.

Портал Delfi рассказывает о том, откуда пресса получила эти документы, что в них содержится, как работали швейцарские банкиры и к чему все это может привести.

Кто и откуда получил документы

Foto: Reuters/Scanpix

В 2007 году Эрве Фальчиани, IT-специалист HSBC Private Bank, украл информацию о более чем 100 000 клиентов и 20 000 оффшорных компаний банка, а также их транзакциях в период с 9 ноября 2006 по 31 марта 2007 года на общую сумму 180 млрд. евро. Эту информацию он передал властям Германии (где ему заплатили 2,5 млн. евро), Франции и Великобритании.

В 2009 году на основе полученной таким образом информации французские власти создали т.н. "Список Фальчиани" из 30 тысяч имен и названий компаний, из которых около 10% были гражданами Франции. В январе прошлого года французская Le Mond начала публикацию серии статей на базе этого списка, однако в них не было ничего, что касалось бы других стран. Проще говоря, газете недоставало информации, чтобы увидеть всю картину.

Эта информация нашлась, когда в конце января или начале феврале в редакцию газеты пришло некое лицо, которое пожелало остаться неизвестным. Лицо оставило "флешку" с бесценной информацией — данными о подозрительных, с точки зрения французских властей, клиентах швейцарского отделения HSBC Private Bank. Всего - о 30 тысячах счетов на общую сумму 120 млрд. долларов.

Газета Le Monde оказалась не в состоянии самостоятельно обработать огромный массив информации (в нем были клиенты из сотен стран мира и для качественной обработки нужно знать местную специфику). Издание приняло решение поделиться информацией с коллегами. В сентября 2014 года в редакции собрались представители 46 разных изданий, получивших свою "долю" документов, а также доступ к разработанным в Le Monde инструментам для работы с данными. Почти полгода спустя они начинают публиковать результаты своей работы.

Есть ли в списке латвийские клиенты HSBC?

Да, есть. Более того, среди стран Балтии Латвия оказалась наиболее "замешанной" в этой истории. Согласно информации, размещенной на сайте Международного консорциума журналистов-расследователей, Латвия занимает 98 место по количеству средств на счетах швейцарского банка группы HSBC в период с 2006 по 2007 годы — 121,8 млн. долларов. С Латвией связаны 49 клиентов, 11 из которых имеют паспорт или национальность страны. В период с 1989 по 2006 году эти клиенты открыли 62 банковских счета. Самый большой счет латвийца, или лица, связанного с Латвией — на сумму 94,4 млн. долларов. Эти деньги хранились в банке в 2006-2007 годах. Подавляющее большинство счетов, впрочем, были открыты на суммы менее 5 млн. долларов. Около 20% счетов связаны с конкретными лицами, 7% — с оффшорными компаниями, а остальные счета номерные.

Для сравнения — Эстония занимает лишь 151 место с 14 клиентами, на 42 счетах которых было 10,7 млн долларов США. Литва немногим "хуже" Латвии — 101 место с 112 млн. долларов у 32 клиентов на 67 банковских счетах

В чем конкретно обвиняют швейцарский HSBC и его клиентов?

Банк — в неразборчивости в связях, а клиентов во всевозможных финансовых преступлениях. HSBC является вторым по величине банком в мире и работает в десятках стран. Если судить по опубликованным документам, до недавнего времени его швейцарская "дочка" работала не по мировым стандартам, а по "стандартам" голливудских фильмов и полностью оправдывала представление обывателей о том, что такое "настоящий швейцарский банк".

Внутренние документы свидетельствуют о том, что банкиры из HSBC очень часто прекрасно знали, что клиенты укрывают деньги от налогов, отмывают их или используют с такими целями, как, например, получение взяток, финансирование революций в африканских странах или торговля оружием и наркотиками. Более того, они сознательно предлагали свои услуги ряду известных людей (включая чиновников и политиков в западных странах, а также руководителей стран третьего мира) и рекламировали себя как "тихую гавань" для каждого, кто хотел бы уйти от налогов или скрыть средства от национальных властей. В банке занимались обналичиванием средств (вплоть до 5 млн. швейцарских франков, которые клиент унес в чемодане, как в настоящем голливудском боевике), придумывали клиентам псевдонимы и клички, обеспечивали безопасность сделок с наличными и т.д.

Списки состоят из одних преступников? Что с ними делают или сделают?

Назвать человека преступником можно лишь по решению суда. То, что человек находится в этих списках, еще не значит, что он совершил что-то плохое. Эксперты отмечают, что есть немало абсолютно законных причин, почему кто-то хочет держать деньги в швейцарском банке. Например, люди хотят скрыть часть средств от родственников (в списке даже обнаружилась одна финская учительница, которая прятала сбережения от мужа), скрыть истинный размер бонуса на работе от коллег или просто держать деньги в "сухом и теплом месте". Однако эксперты полагают, что из-за особенностей швейцарского законодательства значительная часть денег размещалась в местных банках с целью ухода от налогов на родине, имела очень странное (или даже страшное) происхождение или же просто "отмывалась".

Во Франции, США, Аргентине и Германии на основании этой информации были открыты сотни уголовных дел или расследований; страны вернули десятки и сотни миллионов долларов неуплаченных налогов. Есть все основания полагать, что по следам публикаций будут открыты новые дела.

Какие известные личности замешаны в этом деле?

Foto: Reuters/Scanpix

Публикация только началась, и в большинстве стран списки еще не опубликованы. Но российские "Ведомости", например, сразу выложили карты на стол. Правда, известных личностей или политиков крупного калибра там нет, но есть чиновники и менеджеры госкомпаний, чья способность законно заработать миллионы и даже десятки миллионов долларов, имевшихся на их швейцарских счетах, вызвала у редакции издания сомнения.

По информации Le Monde, в списке есть французский комик Эльмалех, король Марокко Мухаммед VI, наследники Нины Риччи и американский актер Джон Малкович (на фото). Вне всякого сомнения, мы услышим больше известных имен в ближайшем будущем.

Какое право журналисты имеют копаться во всем этом?!

Как пишет британская The Guardian, хотя далеко не все лица в списках подозреваются в финансовых преступлениях, в ряде случаев очевидно, что люди занимались уходом от налогов или обналичиванием крупных сумм. Поэтому есть все основания полагать, что они совершали противозаконную деятельность, а значит это важно для общества. Для общества также важно знать о любых подозрениях в адрес политиков или людей, с ними связанных.

Более того, несмотря на то, что из документов можно сделать вывод о том, что руководство в лондонском офисе HSBC, которому "отчитывалась" швейцарская дочка, прекрасно знало о происходящем в Швейцарии, в Великобритании до сих пор не открыто дело против банка (но заведено свыше 700 дел против граждан или компаний из списка). В The Guardian считают, что теперь политикам придется очень сильно попотеть, чтобы объяснить избирателям, почему так происходит и, возможно, все же начать формальное расследование.

Аналогичное давление политики могут испытывать и в других странах.

Почему именно швейцарский банк? Что делает Швейцарию такой особенной?

В 1934 году, под давлением французских властей, желавших знать информацию о доходах граждан страны, власти Швейцарии приняли закон, предусматривающий уголовную ответственность за разглашение сведений о клиентах швейцарских банков. Таким образом, швейцарские банкиры получили оправдание своему нежеланию разглашать информацию. В принципе, этот закон действует до сих пор (с оговорками, но все же).

В 2018 году Швейцария начнет автоматический обмен финансовой информацией с 50 другими странами и "швейцарский сейф" станет уже далеко не таким надежным.

То есть, и сегодня можно принести деньги в HSBC и не объяснять их происхождение?

Нет. Под давлением властей и перед лицом расследований в ряде стран HSBC была вынуждена привести в порядок дела в своей швейцарском отделении, так что теперь он действует в соответствии с корпоративными стандартами. То есть требует объяснить законность происхождения денег, регулярно проверяет счета, связанные с политиками и главами государств, отказывает в обслуживании и вынуждает закрывать счета в случае наличия подозрений. Максимальная сумма, которую можно снять наличными в HSBC теперь составляет 10 тысяч долларов. Как результат, к 2014 году в швейцарском отделении число открытых счетов по сравнению с 2011 годом уменьшилось на 70%, а средств на них — более чем в два раза.

Отметим, что HSBC, в общем и целом, полностью признает свою вину в многочисленных финансовых нарушениях. "Торг" с властями разных стран может идти по поводу деталей в конкретных делах, но, по сути, в HSBC ни от чего не отказываются, посыпают голову пеплом и каются.

Что произойдет дальше?

Во-первых, мировые СМИ "только начали". В ближайшие недели мы услышим на эту тему еще немало интересного, и не исключено, что портал Delfi вернется к этой теме.

Во-вторых, публикации в СМИ могут заставить начать расследование те страны, которые еще не его начали. Кроме того, Швейцария может в очередной раз оказаться в центре мирового скандала и оказаться под сильнейшим политическим давлением. Надо также учесть, что в Швейцарии есть сотни банков и далеко не все они были вынуждены пойти на "обеление" своей практики — ведь даже HSBC сделала это только после начала формальных расследований в США и Германии. Так что у многих людей, в том числе и наделенных властью, могут возникнуть вопросы и к другим швейцарским банкам. Наконец, публикация чувствительной информации о многих знаменитостях и политиках может подмочить их репутацию и вызвать самые разные вопросы к их коллегам.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!